15.04.2020
КРИЗИС 7 ЛЕТ
Возрастной кризис у ребёнка 7 лет- сложный момент для всех. Ещё вчера ходившие в детский сад малыши вдруг превращаются в серьёзных первоклассников. Появляется много новых обязанностей и требований, претерпевает существенные трансформации режим дня, изменяется отношение взрослых. Не удивительно, что психика переживает настоящее потрясение.
Кризис 7 лет у ребёнка- это переход из дошкольного периода в младший школьный. В 7 лет ребёнку приходится не только привыкать к новому образу жизни. Он начинает осознавать своё социальное «я», пытается установить более тесные контакты с окружающими, теряет наивность и непосредственность. Впервые он ощущает себя не только как физически существующего человека, но и свою психическую сущность, свой внутренний мир, который отличает его от всех остальных. От такого многообразия новых ощущений ребёнок пребывает в состоянии шока. Но при этом надо быстро и органично вливаться в школьную жизнь, реагировать на вызовы со стороны окружающих.
Кто-то из родителей пытается подавить кризис на корню. Другие, наоборот, относятся к нему слишком спокойно как к закономерному этапу в развитии ребёнка. Но ни один из этих подходов не является верным. Нужно разобраться в этом коллапсе и научиться правильно себя вести, чтобы не навредить детской психике и не стать причиной формирования комплексов и разрушающих личность паттернов поведения.
Причины кризиса 7 лет возникают из-за резкой смены повседневного уклада жизни. Когда ребенок переходит из садика в школу, перед ним возникает множество проблем. Это и смена обстановки, общение со школьниками разного возраста и уровня умственного развития. Ребенку хочется влиться в общество, и стать полноправным членом системы. Он начинает смотреть на себя со стороны: все время сравнивать с кем-то, появляется склонность недооценивать свою личность.
Признаки кризиса:
1. Утрата непосредственности (поведение ребенка становится не таким понятным, он начинает играть роли, т.е. внутри он уже не такой как снаружи);
2. Манерничанье (ребенок что-то из себя строит, появляется искусственность в поведении, паясничание, клоунада, ребенок строит из себя шута);
3. Ребенок понимает, что он чувствует (не просто злится, а знает, что злится);
4. У ребенка возникает самооценка, требования к самому себе;
5. Поведение ребенка меняется внезапно (без видимых причин);
6. Возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить»);
7. Ребенок пытается оспорить родительскую просьбу и/или отсрочить ее выполнение;
8. Ребенок отказывается от выполнения обычных дел и обязанностей;
9. Ребенок хитрит, чтобы нарушить правила (например, показывает мокрые руки вместо вымытых);
10. Ведет себя, копируя взрослое поведение (карикатура на взрослое поведение);
11. Не хочет выглядеть «как маленький»;
12. Обостряется реакция на критику, ребенок хочет похвалы;
13. В общение с взрослым вносятся отвлеченные темы (о погоде, спорте, природе);
14. Проявляет самостоятельность в выполнении отдельных самостоятельно взятых на себя обязанностей. Ребенок хочет быть независимым, поэтому пытается делать все самостоятельно, преодолевать трудности, не спрашивая разрешения или совета у родителей. Ему не важны желания и указания взрослых. На первом месте потребности самого ребенка.
15. Обесценивание- у ребенка формируются новые идеалы. То, что он раньше считал интересным, теперь для него не имеет никакого значения. Он ломает любимые игрушки, говорит плохие слова, которые под запретом в обществе. Хулиганит и всячески пакостит всем окружающим его детям, иногда относясь к ним с жестокостью.
1. Помните, что кризис- временное явление
2. Тон приказа и назидания с детьми этого возраста не работает. С ними нужно обсуждение того, что и почему они должны, нужно совместно анализировать последствия их действий (аргумент «Делай так, потому что ты должен меня слушаться, ведь я твоя мать» не работает);
3. Выполняйте обещания. Он все их помнит и при случае напомнит;
4. Найдите, где можно увеличить свободу и самостоятельность ребенка и увеличьте их (отмените соответствующие запреты);
5. Будьте последовательны в правилах (те запреты, которые вы решили оставить, должны оставаться запретами, несмотря на поведение ребенка, исключите ситуации «сегодня это можно, а завтра нельзя»);
6. Предоставляйте ребенку возможность браться за новые обязанности, и обязательно выражайте уверенность, что он с этим справится (не говорите: «За тобой придется переделывать!!!»);
7. Помните, что ребенок уже не маленький. У него теперь есть собственное мнение, к которому он хочет уважения (Не согласия, а уважения. Уважение = признание полного права на существование таким, какое оно есть).
8. Демонстрируйте соблюдение новых правил собственным примером.
9. Заменять игровую деятельность учебной постепенно. Оставить время и место для любимых детских игр.
10. Уважать решения ребёнка. Выслушивать. Аргументировать отказы. Предоставлять хоть немного свободы.
11. Обсуждайте с ним то, что произошло в течение дня, какие эмоции он испытал, что сделал правильно, а что нет.
12. Установите четкий режим дня, примерно за полгода до перехода в школу приучите ребенка раньше ложиться и вставать.
13. Помогите ребенку увидеть последствия своих поступков. Не стремитесь защитить от негативных последствий, например, от замечания за невыполненное задание.
14. Обговаривайте с ребенком его новые права и обязанности. Постепенно расширяйте зону ответственности ребенка за свои действия. Обозначьте границы его возможностей. Преподнесите новые обязанности и требования как расширение полномочий.
15. Поощряйте детскую дружбу Поддерживайте новые знакомства, приглашайте старых друзей ребенка к себе домой, устраивайте совместные выходные на природе.
Игры для детей и родителей
Игра «Букварь страхов» Предложите ребенку нарисовать разных страшных героев сказок в
алфавитном порядке. Можете вместе с ребенком составить книжку
«Азбука страхов».
Игра «Кто я?» Предложите ребенку встать к стене спиной и кидайте ему мяч. Задавайте вопрос: «Кто ты?» Ребенок должен отвечать на этот вопрос каждый раз по-разному.
Игра «Четыре рисунка- четыре истории» Раздайте ребенку четыре листа бумаги, карандаши и задайте четыре
вопроса, на которые ребенок отвечает рисунками. Например, что ты любишь делать вечером? Что тебе нравится в брате или сестре?