Пояснительная записка Творчество для детей – это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Развитию детского творчества, активности, воображения способствует разнообразие предоставленных детям изобразительных материалов, отход от привычных и традиционных, поиски новых решений. Занятия по изобразительной деятельности предусматривают формирование у детей дошкольного возраста эстетического восприятия, обучение способам действия, развитие творчества. Данная программа должна помочь ребѐнку познать, как можно больше элементов прекрасного – стройность форм, гармоничность красок, лаконичность композиций. Изобразительная деятельность дошкольников, как вид художественной деятельности должна носить эмоциональный, творческий характер. В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия и овладевать трудовыми навыками. Изобразительная деятельность предусматривает формирование у детей дошкольного возраста эстетического восприятие, развитие творчества. В рисовании, лепке, конструировании таятся богатые возможности эстетического воспитания ребѐнка. Именно эти виды деятельности оказывают влияние на формирование различных сторон личности человека в будущем. Сущность рисования заключается в изображении предметов и явлений реального мира, а это и есть основа умственного развития. Эстетические чувства обогащают жизнь человека, направляют и организуют его поведение. Поэтому огромное значение имеет воспитание эстетической восприимчивости во всестороннем развитии личности ребѐнка. Способность к эстетическому восприятию может быть развита, воспитана. Самое страшное в человеке, в ребѐнке – это безразличие, равнодушие, отсутствие интереса к явлениям и предметам. Гуманистическое отношение к окружающему миру есть первичная основа эстетических чувств. В эстетическом восприятии действительности 2 основную роль играют наши зрительные, слуховые ощущения, а так же осязание и обаяние. Концепция программы помочь ребѐнку открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию, развитию воображения, фантазии. Направленность программы: Программа разработана для дошкольного образовательного учреждения в сфере дополнительных услуг и ориентирована на работу с детьми 5-7 лет и носит художественно-эстетическую направленность, по форме проведения занятий является групповой и индивидуально-ориентированной. Данная программа направлена на развитие у ребѐнка эстетического и эмоционального начала, а так же на формирования его образного мышления и творческих способностей. Программа способствует развитию воображения, фантазии, чтобы ребѐнок мог открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию. Содержание программы направлено на создание условий для развития личности ребенка его интеллектуального и духовного развития. Нормативно-правовую базу Программы составляют: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-Ф3; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г., №061844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; - Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва «Об утверждении федеральных требований к 3 образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»); - Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи". Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и родителей на программы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста для развития эстетического вкуса и ручной умелости. Богатая событиями жизнь широким потоком врывается в сознание детей. В меру своих сил и понимания дети живо откликаются на неѐ, стремятся выразить свои чувства и мысли в рисунке. Поэтому важно с самых первых лет жизни ребѐнка учить видеть красивое в окружающем, богатство цветов и форм, разнообразие их сочетаний, замечать характерные признаки предметов и явлений, определять их сходство и различие; формировать у детей изобразительные умения и желание рисовать, лепить, вырезать, конструировать, развивать творческую способность, учить воспринимать произведения искусства. Цель: создание условий для развития неравнодушного, активно преобразующего отношения к миру ребѐнка на основе нравственности, эстетического и эмоционального начала; формирования образного мышления и творческих способностей; формирование нравственной и творческой личности, через познания мировой художественной культуры. Обучающие задачи: -познакомить с различными материалами, которые используется на занятиях, через творчество; -формировать умения и навыки владения при работе с различными художественными материалами; -способствовать переходу от репродуктивного мышления к творческому; -помочь овладеть техническими умениями и навыками, различными изобразительными средствами; 4 -обеспечить переход от репродуктивного мышления творческому; Воспитательные задачи: воспитывать эстетическое отношение к общественным событиям и природе; -формировать положительную мотивацию учения (интерес к освоению курса); -способствовать развитию умения работать в парах, в группе и т.п.; -воспитывать самостоятельность, нравственные качества, культуру речи и поведения, трудолюбие; -воспитывать самостоятельность, нравственные качества, культуру речи и поведения, трудолюбие и т.д.; Развивающие задачи: -развивать воображение, фантазию, чтобы ребѐнок мог открыть свой внутренний мир через цвет, форму, линию; -развивать желание "изобразительно" откликнуться на увиденное, и услышанное; -развивать творческую активность личности ребенка и формировать потребность к самоутверждению через труд; -выявлять и развивать индивидуальные способности обучающихся; 1.1. Принципы построения программы Личностно-ориентированный подход к каждому ребѐнку; интеграция разных видов искусства (изобразительного и декоративно-прикладного) и детской художественной деятельности; обогащение сенсорно-чувственного опыта; Естественная радость в разных видах эстетического освоения мира (восприятия, чувствование и деятельность), сохранения непосредственности, эмоциональной открытости; Продуктивное взаимодействие детей между собой и взрослым; Использование проблемных, игровых ситуаций, инициирующих детское экспериментирование и развитие творческих способностей. 5 Принцип ответственный поэтапности принцип. «погружения» Программа в программу- составлена с учетом это самый возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа, минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка – от самого простого до заключительного, максимально сложного задания. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом, с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, к творческому мышлению. Принцип эстетизации предметно – развивающей среды и быта в целом. Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности. Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта. Принцип организации тематического пространства (информационного поля) – основы для развития образных представлений. Объѐм программы Срок реализации программы 2 года. Образовательный процесс разделѐн на 2 модуля: Первый модуль – первый год обучения; Второй модуль – второй год обучения; Срок обучения на каждом этапе девять месяцев (72 часа). 2 занятия в неделю, 8 занятий в месяц. Примерный режим работы – 2 занятия в неделю (8 занятий в месяц) В соответствии с СанПин занятия по программе проводятся: возраст детей 5-6 лет 2 раза в неделю по подгруппам, продолжительность занятий 25 минут; 6 возраст детей 6-7 лет 2 раза в неделю по подгруппам, продолжительность занятий 30 минут. 1.2. Характеристика модулей программы Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование занятий. Логическим завершением каждого блока программы является проведение выставок рисунков поделок, открытых и итоговых занятий. Возрастные особенности детей, которые необходимо учесть при реализации задач программы. Возраст 5–6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребѐнком активным (продуктивным) воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя еѐ. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребѐнок чѐтко начинает различать действительное и вымышленное. Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Ребѐнок 7-го года осознаѐт себя как личность как самостоятельный субъект деятельности и поведения. В этом возрасте происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой – более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения чѐтче прослеживаются объективные закономерности действительности. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не 7 отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всѐ, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования. Дети могут передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. Формы проведения занятий: программа предполагает фронтальную и групповую (по подгруппам) форму организации деятельности детей. Для результативности образовательного процесса программой предусмотрены различные формы проведения занятий: беседа, выставка, занятие-игра, занятиепутешествие, практическое занятие, открытое занятие, экскурсия. Первый год обучения. Этот этап является очень важным. Результаты работы будут видны не сразу, а лишь тогда, когда дети научатся свободно владеть материалами и инструментами, воспринимать форму. Для этого необходимо заинтересовать ребенка творческим процессом, чтобы каждое занятие было разнообразные эмоциональным, наглядные и включало красочные в себя материалы. игровые Навыки моменты, детей в изобразительной деятельности складываются в результате систематических занятий. По началу действия детей, как правило, неуверенные, скованные, неточные. Поэтому на начальных этапах обучения дети всецело поглощены процессом, а зрительный контроль за направлением движения часто сведен до минимума. Сосредоточив внимание на материале и инструментах (напрмер на кисточке и красках), ребенок, как бы, забывает о форме, которую необходимо передать. При знакомстве с цветом дети узнают, что на палитре живут разноцветные краски. Где они прячутся? В красках, фломастерах, цветных карандашах. Затем уже дети сопоставляют цвет с окружающими предметами. На этом этапе дети узнают, что различие форм зависит от: - инструмента (кисти, карандаши, фломастеры оставляют на бумаге различные линии); движение руки с инструментом; правильной организации рабочего места. Кроме рисования педагог предлагает детям выполнять работы в технике 8 аппликации. Аппликация – наиболее простой и доступный для ребенка способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. С помощью аппликации ребенок обучается навыкам работы с бумагой, картоном, засушенными растениями, проявляя при этом творческую самостоятельность. Выполняя изделия из бумаги и картона, ребенок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Ребенок развивает образное мышление, учится конструировать и моделировать, занятия способствуют развитию у детей навыков ручного труда, развиваются мышцы рук и глазомер. Занятия по аппликации дают лучше почувствовать форму предмета и впоследствии ребенок правильно изображает предмет, используя уже накопленные знания и навыки. На занятиях даются различные методики выполнения изделий из бумаги с использованием разнообразных техник. Дети изучают разные способы выполнения аппликации и закрепления ее деталей на фоне. Задачи: - Раскрепостить детей, чтобы исчез страх перед листом бумаги, перед красками и другими материалами и инструментами. «Ты справишься, у тебя все получится, давай попробуем вместе». - Развивать подвижность руки. Объяснить особенности обращения с кистью, ножницами, как следует правильно держать, чтобы было удобно, чтобы рука не уставала. - Отрабатывать приемы работы с кистью (примакивание – кисть прикладывается к листу, оставляя отпечаток всей плоскости, кончиком – изображение получается в виде точек или круга, набрызг – встряхивание кистью, в результате чего получаются различные по форме и расположению точки), приѐмы работы с пластилином и стекой, с ножницами. - Учить детей понимать взаимосвязь изображения с его словесным образом. На этом этапе ребенок еще не в силах передать изобразительными средствами тот или иной образ. Но описать нарисованное он может. Порой одна линия или пятно заключают в себе целый мир фантазий. Именно сейчас 9 можно делать первые шаги в коллаже. Такое понятие как символ возможно раскрыть на приеме коллажа. - Познакомить с разнообразием пластичных материалов (пластилин, солѐное тесто, паста для лепки), научить отщипывать и отрывать от основного куска небольшие комочки, раскатывать их круговыми движениями и прямыми движениями ладоней. - Практически познакомиться со свойствами разной бумаги, составлять композицию из 2-4-х готовых вырезанных из бумаги форм и наклеивать их, освоить технику обрывной аппликации. - Овладеть способами конструирования путѐм складывания квадратного листа: по диагонали и пополам, уметь изготавливать простые поделки. Второй год обучения. Дети уже «вошли» в мир искусства, они могут разбираться в цвете и понимают его оттенки, приобрели первичные навыки работы с материалами (бумага, краски, карандаши, фломастеры) и инструментами (кисти, палитра, ножницы). На этом этапе дети узнают: как один цвет может влиять на другой, какие цвета могут дополнять друг друга, а какие – наоборот, вместе не сочетаются, о взаимосвязи цвета с различными материалами, о понятии теплохолодности цвета. Такие развивающие упражнения будут способствовать пробуждению в детях эстетического чувства. Например: не всегда что ярко – то красиво, что огромно – то привлекает. На этом этапе можно экспериментировать с материалом и техникой. В процессе создания творческой работы продолжается освоение приемов «примакивания» на примере более сложных положений разных кистей и движений ими, изучаются новые виды соединения и крепления разных материалов. Задачи: - Использовать способы различного наложения цветового пятна и цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного, украшать созданное изображение. 10 - В работе с пластичным материалом освоить технику работы с цельным куском материала, моделируя форму кончиками пальцев, оттягивать детали пальцами от основной формы, знакомство с новым пластичным материалом – глиной. - Совершенствование техник работы с ножницами, научиться вырезать круг из квадрата, овал из прямоугольника, преобразовывать одни геометрические формы в другие. 2. Календарный учебный график Календарный учебный график разработан в соответствии с: - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Утверждѐнным приказом МИНОБРНАУКИ России № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования», а также нормативными документами: - Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012г.; - Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормами СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» от 30 июля 2013г. - Письмом Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения». - Уставом МАДОУ детский сад № 488. Возрастная группа Содержание Старшая группа Подготовительная группа Сроки начала освоения 1сентября 1сентября 11 деятельности по дополнительной общеразвивающей программе Сроки окончания деятельности по 31 мая 31 мая дополнительной общеразвивающей программе Продолжительность освоения 36 недель 36 недель 25 мин 30 мин 10 мин 10 мин 50 мин 60 мин 2 2 25 мин 30 мин 8 8 3 часа 20 мин 4 часа дополнительной общеразвивающей программы кружка Продолжительность освоения деятельности по дополнительной общеразвивающей программе кружка Продолжительность перерыва Объѐм недельной нагрузки по дополнительной общеразвивающей программе в мин. Количество занятий в неделю по дополнительной общеразвивающей программе кружка Продолжительность занятия по дополнительной общеразвивающей программе кружка Количество занятий дополнительной в месяц по общеразвивающей программе кружка Объѐм месячной нагрузки в мин. по дополнительной общеразвивающей программе кружка « п 3. Учебный план Наименование модулей количество занятий неделя 1Первый год обучения 2 месяц год 8 72 12 2Второй год обучения 2 8 72 Продолжительность занятия по дополнительной общеразвивающей программе кружка Первый год обучения – 25 минут, 2 раза в неделю; Второй год обучения – 30 минут, 2 раза в неделю. 4. 4.1. Неделя Модули программы Рабочая программа Первого года обучения № блока Тема Кол-во занятий Сентябрь 1неделя 1 Педагогический мониторинг 2 2 неделя 2 Лесная прогулка 2 3 неделя 2,3 Лесная прогулка 2 Дары осени 4 неделя 3 Дары осени 2 Итого 8 Октябрь 1неделя 3 Дары осени 2 2 неделя 3,4 Дары осени 2 Жѐлтые, красные листья 3 неделя Жѐлтые, красные листья 2 Жѐлтые, красные листья 2 4 4 неделя 4 Итого 8 Ноябрь 1 неделя 5 Перелѐтные птицы 2 2 неделя 5,6 Перелѐтные птицы 2 Домашние животные и их детѐныши 3 неделя 6 Домашние животные и их детѐныши 2 4 неделя 6 Домашние животные и их детѐныши 2 13 Итого 8 Декабрь 1 неделя 7 Новогодняя ѐлка 2 2 неделя 7 Новогодняя ѐлка 2 3 неделя 8 Скоро Новый Год! 2 4 неделя 8 Скоро Новый Год! 2 Итого 8 Январь 1 неделя 9 Волшебница зима 2 2 неделя 9,10 Волшебница зима 2 Узоры зимы 3 неделя 10 Узоры зимы 2 4 неделя 10,11 Узоры зимы 2 Весѐлая лыжня Итого 8 Февраль 1 неделя 11 Весѐлая лыжня 2 2 неделя 12 Мой город 2 3 неделя 13 Транспорт в городе 2 4 неделя 14 23 февраля 2 Итого 8 Март 1 неделя 2 неделя 15 16 Мамин день 2 Народные промыслы 2 3 неделя 16 Народные промыслы 2 4 неделя 17 Весна красна 2 Итого 8 Апрель 1 неделя 17 Весна красна 2 2 неделя 17,18 Весна красна 2 День космонавтики 3 неделя 18,19 День космонавтики 2 Морское путешествие 4 неделя 19 Морское путешествие 2 Итого 8 Май 14 1 неделя 20,21 День Победы 2 Воздушный и морской транспорт 2 неделя 21 Воздушный и морской транспорт 2 3 неделя 22 Рисуем сказку 2 4 неделя 23 Мониторинг 2 Итого 8 Итого за год 72 4.1.1 Содержание программы Первого года обучения Блок№1. Педагогический мониторинг. Блок №2 Лесная прогулка. 1. Корзинка с ягодами. Рисование по представлению. Задачи: знакомство с масляной пастелью, создание пропорционального изображения корзины, заполненной ягодами, подбор акварельной краски для фона, отметить особенности взаимодействия мелков и краски. 2. Грибы в лукошке. Аппликация. Задачи: знакомство с правилами работы с ножницами, вырезание корзины из прямоугольника путѐм скругления углов, ручки корзины из полосок цветной бумаги, изготовление из двух частей (шляпка и ножка) грибочков в корзине. 3. Грибочки на полянке. Лепка – аппликация на цветной картон. Задачи: знакомство с техникой лепки на картон, лепка грибов из двух частей путѐм раскатывания пластилиновых палочек разной длины, лепка травки этим же способом. Блок №3. Дары осени. 1. Золотые подсолнухи. Аппликация из цветной бумаги, осенних листьев и семечек арбуза. Задачи: создание композиций из разных материалов, формирование аппликативных умений в приложении к творческой задаче, развитие чувства ритма и композиции. 2. Вот какой у нас арбуз. Лепка предметная. 15 Задачи: лепка ломтей арбуза- моделирование частей по размеру и форме, вкрапление настоящих арбузных семечек или лепка из пластилина рациональным способом. 3. Яблоко спелое, красное, сладкое. Рисование красками (по представлению) и карандашами( с натуры). Задачи: рисование многоцветного яблока гуашевыми красками и половинки яблока цветными карандашами. 4. Мухомор. Лепка предметная по представлению. Задачи: лепка мухомора конструктивным способом из четырѐх частей (шляпка ножка юбочка полянка). Изготовление крапин для шляпки (разрезание жгутика на мелкие кусочки). 5. «Кисть рябинки, гроздь малинки…» Рисование модульное (ватными палочками и пальчиками) Задачи: создание красивых композиций с передачей настроения, свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник. 6. «Во саду ли, в огороде». Лепка сюжетная по мотивам белорусской сказки «Пых» Задачи: создание композиций из вылепленных овощей на «грядках» брусках пластилина, освоение нового способа- сворачивание ленты в розан (вилок капусты). Блок №4. Жѐлтые, красные листья. 1. Осенние листочки. Рисование акварельными красками и восковыми мелками. Задачи: научить передавать форму листочков с разных деревьев, познакомить с тѐплыми цветами палитры и техникой работы «по-сырому». 2. «Тучи по небу бежали». Аппликация – мозаика с элементами рисования. Задачи: знакомство с техникой аппликативной мозаики: разрезание узких полос бумаги и наклеивание их в пределах нарисованного контура. 3. Осеннее дерево. Рисование гуашевыми красками. 16 Задачи: знакомство с гуашевыми красками, техника смешивания красной и жѐлтой для получения оранжевой краски, освоение техники «примакивания» для передачи листвы. 4. Листопад и звездопад. Аппликация из природного материала. Задачи: знакомство с явлением контраста, создание композиций из засушенных листьев, лепестков цветов, семян на бархатной бумаге. 5. Осеннее дерево. Лепка- аппликация на цветном картоне. Задачи: знакомство с пластилиновой аппликацией, обучение раскатыванию пластилиновых палочек разного размера. Блок № 5. Перелѐтные птицы. 1. «Гуси – лебеди». Рисование пастелью на цветном картоне. Задачи: знакомство с масляной пастелью, приѐмом « растушовки цвета», учимся рисовать мелками лебедя (гуся) передавать движение крыльев во время полѐта. 2. Лебедь. Лепка объѐмная. Задачи: создание выразительного образа птицы, с помощью стека передаѐм оперение, научить раскатывать пластилин в форме конуса. 3. Птица. Аппликация. Задачи: создание выразительного образа птицы, знакомство с техникой « обрывной аппликации». Блок № 6. Домашние животные и их детѐныши. 1. «Лижет лапу сибирский кот». Лепка сюжетная (по стихотворению). Задачи: создание пластичной композиции: лепка спящей кошки конструктивным способом и размещение еѐ на «батарее» - бруске пластилина. 2. Кошка с воздушными шариками. Рисование сюжетное с элементами аппликации. Задачи: Рисование простых сюжетов по мотивам литературного произведения. Свободный выбор изобразительных средств для передачи характера и настроения персонажа. 17 3. Полосатый коврик для кота. Аппликация декоративная с элементами рисования. Задачи: составление красивых ковриков из полосок и квадратиков, чередующихся по цвету. Освоение нового способа - резание бумаги по линиям сгиба. 4. «Ты беги моя лошадка…» Рисование. Задачи: создание выразительного образа лошади, свободный выбор выразительных средств. 5. Лошадка. Лепка объѐмная. Задачи: создание образа животного из нескольких частей способом «примазывания», освоение приѐмов «защипа» и «оттягивания» при создании мелких деталей. Блок № 7. Новогодняя ѐлка. 1. Наша ѐлочка. Рисование с элементами аппликации. Задачи: рисование новогодней ѐлки гуашевыми красками с передачей особенностей еѐ строения и размещения в пространстве. Выбор конкретных приѐмов работы в зависимости от общей формы художественного объекта. Создание украшений для ѐлки из цветной бумаги. 2. Праздничная ѐлочка (поздравительная открытка). Аппликация с элементами рисования. Задачи: аппликативное изображение ѐлочки из треугольников, украшение декоративными элементами (сочетание аппликативной техники с рисованием ватными палочками). 3. Ёлочное украшение. Конструирование из цветной бумаги. Задачи: освоение способа конструирования из полосок бумаги. 4. Ёлка. Конструирование. Задачи: развитие воображения, освоение новых способов соединения бумажных деталей, поиск новых решений в украшении ѐлки. Блок №8. Скоро Новый Год! 1. Портрет Деда Мороза. Рисование. 18 Задачи: создание выразительного образа персонажа, свободный выбор выразительных средств. 2. Снегурочка танцует. Лепка сюжетная. Задачи: лепка Снегурочки в длинной шубке (из конуса). Скрепление частей с помощью валика, свѐрнутого в кольцо, - «пушистого воротника». Передача несложного движения лепной фигурки путѐм небольшого изменения положения рук. 3. Новогодние фонарики. Конструирование. Задачи: совершенствование навыков конструирования, знакомство с новыми материалами. 4. Дед Мороз принѐс подарки. Лепка сюжетная. Задачи: лепка фигуры на основе конуса, самостоятельный выбор приѐмов лепки для передачи характерных особенностей Деда Мороза, моделирование мешка из плоской формы путѐм преобразования в объѐмную. Блок №9. Волшебница зима. 1. Снеговики. Рисование красками ( по представлению). Задачи: рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках, развитие глазомера, чувства цвета, формы и пропорций, освоение приѐмов декоративного оформления комплектов зимней одежды. 2. Снежная баба – франтиха. Лепка сюжетная. Задачи: создание выразительных лепных образов конструктивным способом, планирование работы: обсуждение замыслов, деление материала на нужное количество частей разной величины, последовательная лепка деталей. 3. «Как розовые яблоки, на ветках снегири». Лепка сюжетная коллективная. Задачи: лепка птиц конструктивным способом из четырѐх- пяти частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных материалов (спички для ножек, бисер для глазок, семечки для клювиков), получение выразительного цвета путѐм смешивания двух производных цветов. Блок № 10. Узоры зимы. 19 1. Морозные узоры (зимнее окошко). Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения. Задачи: рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения. Экспериментирование с красками для получения разных оттенков голубого цвета. Свободное, творческое применение разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, волнистая и прямая линия). 2. Снежинки. Аппликация. Задачи: научить вырезать снежинки путѐм сложения листа бумаги, создавать узоры с помощью ножниц, обучить правилам работы с ножницами. 3. Морозные узоры. Рисование гуашевыми и акварельными красками. Задачи: продолжить знакомство с техникой рисования «по – сырому», экспериментирование с гуашевыми и акварельными красками, их взаимодействие. 4. Снежинки. Лепка - аппликация на цветной картон. Задачи: раскатывание пластилиновых палочек разной длины для создания снежинок с учѐтом их геометрического, симметричного узора. Блок № 11. Весѐлая лыжня. 1. «С горки качусь». Аппликация с элементами рисования. Задачи: создание фигур детей, катящихся с горки, с помощью ножниц из заготовок геометрической формы, дорисовывание мелких деталей фломастерами. 2. Лыжник. Лепка по представлению. Задачи: создание фигуры лыжника из нескольких частей, передача движения, использование дополнительных элементов (деревянных палочек) для лыжных палок. 3. На катке. Рисование. Задачи: рисование фигур людей на коньках, с передачей движения, свободный выбор художественных материалов. Блок № 12. Мой город. 1. Дом, в котором я живу. Рисование. 20 Задачи: изображение дома с передачей формы стен, окон и дверей, закрашивание в пределах контура, свободный выбор графических средств. 2. Домики. Аппликация с элементами рисования. Задачи: создание композиций из домов разной величины путѐм разрезания широкой полоски на прямоугольники, узкой полоски на квадратики для окон, дорисовывание деталей фломастером. Блок № 13. Транспорт в городе. 1. Автобус. Рисование. Задачи: передача формы автобуса через рисование геометрических фигур, закрашивание, не выходя, за пределы изображения. 2. Машинки. Аппликация с элементами рисования. Задачи: составление разных типов машин (легковые и грузовые) из заготовок геометрической формы, дорисовывание элементов (фары окна двери дорога) фломастерами. Блок № 14. 23 февраля 1. Портрет папы. Рисование. Задачи: создание выразительного, узнаваемого образа с помощью масляной пастели и акварельных красок, знакомство с мужскими портретами, созданными художниками. 2. Открытка папе. Аппликация. Задачи: свободное творчество из цветных деталей. Блок № 15. Мамин день. 1. Мамин портрет. Рисование. Задачи: знакомство с женским портретом на примере репродукций с картин художников, планирование работы: обсуждение замысла, этапов работы, способов передачи настроения, совершенствование техники владения кистью и гуашевыми красками. 2. Цветы для мамы. Лепка рельефная декоративная. Задачи: создание рельефных картин в подарок, поиск вариантов изображения цветов с элементами сердечками. 21 3. Подарок бабушке. Рисование декоративное с элементами аппликации. Задачи: рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы, гармоничное сочетание элементов по цвету и форме, понимание зависимости орнамента от формы салфетки. Блок № 16. Народные промыслы. 1. Весѐлые матрѐшки (хоровод). Рисование декоративное с натуры. Задачи: знакомство с матрѐшкой как видом народной игрушки, рисование матрѐшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды», воспитание интереса к народной культуре. 2. Филимоновские игрушки – свистульки. Лепка декоративная по мотивам народной пластики. Задачи: знакомство с филимоновской игрушкой как видом народного декоративно – прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность, формирование представления о ремесле игрушечных дел мастеров. 3. Курочка и петушок. Лепка декоративная из глины. Задачи: создание условий для творчества детей по мотивам филимоновской игрушки, уточнение представления о характерных элементах декора и цветосочетания. 4. Барашек. Дымковская игрушка. Рисование. Задачи: знакомство с техникой росписи дымковской игрушки. Блок № 17. Весна – красна. 1. Сосульки на крыше. Аппликация с элементами рисования. Задачи: изображение сосулек разными аппликативными техниками и создание композиций «сосульки на крыше дома», резание ножницами с регулированием длины разреза, освоение способа вырезания сосулек из бумаги, сложенной гармошкой. 2. Воробьи в лужах. Аппликация с элементами рисования. 22 Задачи: вырезание круга (лужа, туловище воробья) способом последовательного закругления углов квадрата, обогащение аппликативной техники. 3. «Живые облака». Аппликация обрывная (по замыслу). Задачи: изображение облаков по форме похожих на знакомые предметы или явления, освоение обрывной техники аппликации, развитие воображения. 4. «У солнышка в гостях». Аппликация сюжетная с элементами рисования. Задачи: закрепление техники вырезания округлых форм из квадратов разной величины, развитие способности к формообразованию, знакомство с фигурными ножницами для изготовления лучей. 5. Весеннее дерево. Рисование. Задачи: создание выразительного образа дерева гуашевыми красками, определение этапов работы, эксперименты со смешиванием красок для получения различных оттенков зелѐного цвета для создания листвы. Блок № 18. День космонавтики. 1. Звѐзды и кометы. Рельефная лепка. Задачи: создание рельефной картины со звѐздами, созвездиями и кометами, самостоятельный поиск средств и приѐмов изображения (скручивание и свивание удлинѐнных жгутиков для хвоста кометы, наложение одного цветового слоя на другой). 2. Ракеты и кометы. Аппликация из цветной и фактурной бумаги. Задачи: создание аппликативных картин на космическую тему, освоение рационального способа деления квадрата на три треугольника, совершенствование обрывной техники. Блок № 19. Морское путешествие. 1.Рыбки играют, рыбки сверкают. Аппликация из цветной бумаги или ткани (коллективная). Задачи: изображение рыбок из отдельных элементов (круг, овал, треугольник), развитие комбинаторных и композиционных умений. 2. «По реке плывѐт кораблик». Лепка с элементами конструирования. 23 Задачи: Лепка корабликов из бруска пластилина: отрезание стекой лишнего (уголки для образования носа) и достраивание недостающего (палуба, мачта, труба и пр.), сравнение способов лепки и конструирования. 3. Мышонок – моряк. Аппликация с элементами рисования. Задачи: вырезание и наклеивание разных корабликов, дорисовать пассажиров и пейзаж фломастером и карандашами. Блок № 20. День победы. 1. Открытка к празднику. Аппликация с элементами рисования. Задачи: изготовление объѐмных цветов (гвоздик) на открытке из гофрированной бумаги, изображение салюта фломастерами и восковыми мелками. Блок № 21. Воздушный и морской транспорт. 1. Весѐлые вертолѐты. Лепка предметная. Задачи: лепка вертолѐтиков конструктивным способом из разных по форме и размеру деталей, уточнение представления о строении и способе передвижения вертолѐта. 2. Быстрокрылые самолѐты. Аппликация предметная. Задачи: изображение самолѐта из бумажных деталей разной формы и размера, видоизменение деталей: срезание, загибание и отгибание уголков, разрезание прямоугольника пополам и по диагонали. 3. Парусники. Аппликация предметная. Задачи: изображение парусников из бумажных деталей путѐм разрезания полоски бумаги на прямоугольники и прямоугольников на треугольники, закрепить правила работы с ножницами. Блок № 22. Рисуем сказку. 1. «Два жадных медвежонка». Лепка сюжетная по мотивам народной сказки. Задачи: учить лепить медвежат конструктивным способом и разыгрывать сюжет по мотивам сказки, развивать глазомер, чувство формы и пропорций. 24 2. Храбрый мышонок (по мотивам народной сказки). Рисование сюжетное с элементами аппликации. Задачи: передача сюжета литературного произведения: создание композиции, включающей героя и препятствия, которые он преодолевает. Блок №23. Педагогический мониторинг. Рабочая программа Второго года обучения неделя № Тема блока Кол-во занятий Сентябрь 1 неделя 1 Педагогический мониторинг 2 2 неделя 2 Чудеса на огороде 2 3 неделя 2 Чудеса на огороде 2 4 неделя 3 Приметы осени 2 Итого 8 Октябрь 1 неделя 3 Приметы осени 2 2 неделя 3 Приметы осени 2 3 неделя 4 Родной город 2 4 неделя 4,5 Родной город 2 Народные промыслы Итого 8 Ноябрь 1 неделя 5 Народные промыслы 2 2 неделя 5,6 Народные промыслы 2 Животные наших лесов 3 неделя 6 Животные наших лесов 2 4 неделя 7 Зимний пейзаж 2 Итого 8 Декабрь 1 неделя 8 Готовимся к празднику 2 2 неделя 8 Готовимся к празднику 2 3 неделя 9 Мастерская Деда Мороза 2 25 4 неделя 9,10 Мастерская Деда Мороза 2 Зимние забавы Итого 8 Январь 1 неделя 10 Зимние забавы 2 2 неделя 10,11 Зимние забавы 2 Я рисую море 3 неделя 11 Я рисую море 2 4 неделя 11 Я рисую море 2 Итого 8 Февраль 1 неделя 11 Я рисую море 2 2 неделя 12 Животные жарких стран 2 3 неделя 12,13 Животные жарких стран 2 23 февраля 4 неделя 13,14 23 февраля 2 День весенний, день мимозный Итого 8 Март 1 неделя 14 День весенний, день мимозный 2 2 неделя 14,15 День весенний, день мимозный 2 Весна – пробуждение природы 3 неделя 15 Весна – пробуждение природы 2 4 неделя 15 Весна – пробуждение природы 2 Итого 8 Апрель 1 неделя 15 Весна – пробуждение природы 2 2 неделя 16 Перелѐтные птицы 2 3 неделя 17 День космонавтики 2 4 неделя 18 Удивительные насекомые 2 Итого 8 Май 1 неделя 19,20 День Победы 2 Домашние животные 2 неделя 20,21 Домашние животные 2 26 Скоро лето 3 неделя 21 Скоро лето 2 4 неделя 22 Мониторинг 2 Итого 8 Итого за год 72 4.2.1 Содержание программы Второго года обучения Блок №1 Педагогический мониторинг. Блок №2 Чудеса на огороде. 1. Загадки с грядки. Рисование по содержанию загадок и стихов. Задачи: рисование овощей по их описанию. Развитие воображения. 2. Осенний натюрморт. Лепка предметная из солѐного теста. Задачи: лепка фруктов из солѐного теста, создание объѐмных композиций, знакомство с натюрмортом. 3. Рисуем сказку «Чиполлино». Рисование сюжетное. Задачи: создание выразительного образа выбранного героя сказки, с передачей характерных особенностей (голова в форме фрукта/овоща, тело – человека), свободный выбор графических средств, развитие воображения. 4. Лепим сказку. Лепка – аппликация на цветной картон. Задачи: лепка выбранного героя сказки «Чиполлино», попытаться передать характер героя. Блок №3 Приметы осени. 1. Листья танцуют и превращаются в деревья. Лепка декоративная рельефная. Задачи: совершенствование техники рельефной лепки, пластическое преобразование одних форм в другие (листьев в деревья). 2. Листочки на окошке (витраж). Аппликация симметричная. Задачи: сочетание аппликативных техник, создание коллективной композиции из вырезанных листочков для украшения интерьера группы. 3. Осенние листья (краски осени). Рисование с натуры. 27 Задачи: рисование осенних листьев с натуры, передовая их форму карандашом и колорит акварельными красками. 4. Кто под дождиком промок? Лепка сюжетная. Задачи: лепка из цилиндров однородных фигурок, различающихся по величине, составление сюжетной композиции. 5. Цветные зонтики. Аппликация. Задачи: вырезание купола зонтика путѐм закругления уголков у квадрата или у прямоугольника, оформление края «зубчиками» и «маковками». 6. Осенние картины (портреты, сюжеты и букеты). Аппликация из осенних листьев. Задачи: создание предметных и сюжетных композиций из природного материала – засушенных листьев, лепестков, семян. Блок №4 Родной город. 1. Наш город (коллективная композиция). Аппликация сюжетная. Задачи: вырезание домов из бумаги, сложенной дважды по полам, составление панорамы с частичным наложением элементов. 2. Прогулка в парке. Рисование по представлению. Задачи: знакомство с репродукциями картин по теме, составление композиции (идущие по парку люди, деревья дорожки и др.), свободный выбор времени года, свободный выбор изобразительных средств, закрепление навыков изображения человека, деревьев. 3. Машины на улицах города. Аппликация с элементами рисования. Задачи: освоение симметричной аппликации – вырезание машин из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам. Блок №5. Народные промыслы. 1. Водоноски у колодца. Лепка декоративная по мотивам народной пластики. Задачи: продолжить знакомство с дымковской игрушкой, лепка женской фигурки на основе юбки – колокола (полого конуса). 28 2. Водоноски – франтихи (оформление вылепленных игрушек). Рисование декоративное на объѐмной форме. Задачи: декоративное оформление вылепленных фигурок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами). 3. Золотая хохлома. Рисование декоративное по мотивам народной росписи. Задачи: знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи. 4. Расписные ткани. Рисование декоративное. Задачи: рисование раппортных узоров по всему пространству листа бумаги, развитие чувства ритма, формы, цвета. Блок №6. Животные наших лесов. 1. Косматый мишка. Лепка по мотивам богородской игрушки. Задачи: лепка медведя в стилистике богородской игрушки (скульптурным способом с проработкой поверхности стекой для передачи фактуры). 2. Зайчишки – трусишка и храбришка. Аппликация с элементами рисования (по мотивам русских народных сказок). Задачи: иллюстрирование знакомых сказок, создание контрастных по характеру образов одного героя, поиск средств выразительности. 3. Лиса – кумушка и лисонька – голубушка. Рисование сюжетное. Задачи: создание парных иллюстраций к разным сказкам, создание контрастных по характеру образов одного героя, поиск средств выразительности. Блок №7. Зимний пейзаж. 1. «Белая берѐза под моим окном…» (зимний пейзаж). Рисование с элементами аппликации. Задачи: изображение зимней (серебряной) берѐзки по мотивам лирического стихотворения, гармоничное сочетание разных изобразительных техник. 29 2. Волшебные снежинки (краски зимы). Рисование декоративное. Задачи: построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концетрическим кругам. Блок №8. Готовимся к празднику 1. Еловые веточки (зимний венок). Рисование с натуры. Задачи: рисование еловой ветки с натуры, создание коллективной композиции еловый венок. 2. Ёлочки – красавицы (панорамные открытки). Аппликация с элементами конструирования. Задачи: изготовление поздравительных открыток – самоделок с сюрпризом (симметричным способом). 3. Звѐздочки танцуют (зимнее окошко). Аппликация из фольги и фантиков. Задачи: вырезание звѐздочек из красивых фантиков и фольги, сложенных дважды по диагонали, освоение прорезного декора. 4. Снегири и яблочки. Моделирование новогодних игрушек из ваты и бумаги. Задачи: моделирование птиц из ваты и бумаги, изготовление игрушек – подвесок для новогодней ѐлки. Блок №9. Мастерская Деда Мороза. 1. Дед Мороз. Оригами с элементами аппликации и рисования. Задачи: сложение головы и туловища из цветной бумаги в технике оригами, дополнение изображения приклеенными и нарисованными деталями. 2. Звонкие колокольчики. Лепка из солѐного теста. Задачи: создание объѐмных полых поделок из солѐного теста. 3. Звонкие колокольчики. Рисование декоративное. Задачи: создание узора для колокольчиков по замыслу. Блок № 10. Зимние забавы. 1. «Весело качусь я под гору в сугроб…». Рисование сюжетное с элементами аппликации. 30 Задачи: развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений). 2. Зимние забавы. Лепка сюжетная. Задачи: составление сюжетной композиции из фигурок, вылепленных на основе цилиндра надрезанием стекой. 3. Снеговики в шапочках и шарфиках. Аппликация из бумаги с элементами рисования. Задачи: создание выразительных образов снеговика из кругов разной величины. 4. Игра в снежки. Рисование. Задачи: знакомство с репродукциями картин по теме, совершенствование техники работы с гуашевыми красками и изображения человека в движении. Блок №11. Я рисую море. 1. «По морям, по волнам…» Аппликация (бумажная пластика) с элементами рисования. Задачи: создание корабликов из бумаги, самостоятельное комбинирование приѐмов силуэтной и рельефной аппликации (передача движения). 2. «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» Лепка рельефная (пластилиновая живопись). Задачи: знакомство с новым приѐмом рельефной лепки – цветовой растяжкой (вода, небо): колористическое решение темы и усиление эмоциональной выразительности. 3. «Морская азбука». Рисование коллективное по замыслу. Задачи: изготовление коллективной азбуки на морскую тему: рисование морских растений и животных, названия которых начинаются на разные буквы алфавита. 4. Стайка дельфинов. Аппликация силуэтная. Задачи: самостоятельное творческое отражение представлений о морских животных разными изобразительно-выразительными средствами (симметричные силуэты). 31 5. Плавают по морю киты и кашалоты… Лепка коллективная. Задачи: совершенствование рельефной лепки, поиск гармоничных сочетаний разных форм (туловище в виде конуса и несколько вариантов хвоста и плавников). 6. «Я рисую море…» Рисование – экспериментирование. Задачи: создание образа моря различными нетрадиционными техниками: экспериментирование с разными художественными материалами и инструментами. 7. Чудесные раковины. Лепка с натуры. Задачи: лепка плоских и объѐмных раковин разными способами: расплющивание исходной формы (шар, овоид, конус) и еѐ видоизменение. Блок №12. Животные жарких стран. 1. Обезьянки на пальмах. Лепка с элементами аппликации и конструирования. Задачи: составление сюжетных композиций из разных элементов (пальма и обезьянки), моделирование фигуры юрких быстрых животных в движении. 2. Слоны и носороги. Лепка коллективная. Задачи: создание образов крупных животных (слон, носорог, бегемот) на основе общей исходной формы (валик, согнутый дугой и надрезанный с обеих сторон стекой). 3. Жираф. Рисование. Задачи: свободный выбор выразительных средств, развитие чувства формы. Блок №13. 23 февраля 1. Папин портрет. Рисование с опорой на фотографию. Задачи: рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека. 2. Галстук для папы. Аппликация предметно – декоративная. Задачи: освоение и сравнение разных способов изготовления и сравнения галстука из цветной бумаги (и/или ткани) для оформления папиного портрета. 32 Блок №14. День весенний, день мимозный. 1. Милой мамочки портрет. Рисование по представлению. Задачи: рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения. 2. Весенний букет (настенная открытка). Аппликация коллективная. Задачи: вырезание цветов (тюльпанов) и листьев из бумажных квадратов и прямоугольников, сложенных пополам, декорирование цветка разными приѐмами. 3. Корзинка цветов для бабушки. Лепка из солѐного теста. Задачи: закрепление приѐмов работы с тестом, составление композиции из корзинки с ручкой и цветов, сделанных из ленты теста, скрученной в розан. 4. Корзинка цветов для бабушки. Декоративное рисование. Задачи: раскрасить корзинку и цветы, самостоятельный выбор цвета. Блок №15. Весна – пробуждение природы. 1. Солнышко, покажись! Лепка рельефная декоративная. Задачи: создание солнечных (рельефных) образов пластическими средствами по мотивам декоративно – прикладного искусства. 2. Солнышко, улыбнись! Аппликация декоративная (полихромная, накладная). Задачи: создание многоцветных аппликативных образов солнца из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали (с разной формой лучей). 3. Солнышко, нарядись! Рисование декоративное. Задачи: рисование солнышка по мотивам декоративно – прикладного искусства и книжной графики. 4. Солнечный свет. Рисование - экспериментирование. Задачи: экспериментальное освоение цвета, расширение цветовой палитры «солнечных» оттенков (жѐлтый, золотой, янтарный, медный, огненный, рыжий). 5. Весенний ковѐр. Лепка декоративная. 33 Задачи: лепка коврика из жгутиков разного цвета способом простого переплетения, поиск аналогий между разными видами народного искусства. 6. Весеннее небо. Рисование в технике «по-сырому» (цветовая растяжка, лессировка). Задачи: свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки. 7. Нежные подснежники. Аппликация с элементами рисования. Задачи: воплощение в художественной форме своего представления о первоцветах, поиск средств выразительности. Блок №16. Перелѐтные птицы. 1. Ласточки. Рисование. Задачи: создание выразительного образа птиц, передать движение (летящих птиц), свободный выбор графических средств. 2. Перелѐтные птицы. Оригами. Задачи: создание летящей птицы из квадрата бумаги в технике оригами. Блок №17. Космическое путешествие. 1. Удивительный космос. Коллективная работа аппликация с элементами рисования. Задачи: закрепление приѐмов работы с ножницами, клеем и цветной бумагой, учимся работать во взаимодействии с другими детьми. 2. Ракета. Оригами с элементами рисования. Задачи: закрепление навыков работы с цветной бумагой в технике оригами. Блок №18. Удивительные насекомые. 1. Нарядные бабочки. Аппликация силуэтная симметричная. Задачи: вырезание силуэтов бабочек из бумажных квадратов или прямоугольников, сложенных пополам, и оформление по своему желанию. 2. Муравьишки в муравейнике. Лепка из бумажной массы (папье-маше). 34 Задачи: знакомств с новой техникой папье-маше, развитие мелкой моторики. Блок №19. День Победы. 1. Открытка к празднику. Аппликация с элементами рисования. Задачи: свободный выбор техники аппликации, выбор цвета как средства выразительности. Блок №20. Скоро лето. 1. Цветы луговые (панорамная композиция). Аппликация коллективная. Задачи: вырезание розетковых цветов из бумажных квадратов, сложенных дважды по диагонали с передачей разной формы лепестков (мак, ромашка, василѐк). 2. Радуга – дуга. Рисование предметное. Задачи: самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительными срдствами. 3. Чем пахнет лето? Рисование – фантазирование с элементами детского дизайна. Задачи: создание оригинальных композиций из флакона с ароматом, его аппликативной формы и рисунка с элементами письма, развитие синестезии. Блок №21. Педагогический мониторинг. 5. Планируемые результаты освоения образовательной программы Главным ожидаемым результатом обучения по программе, должно стать развитие у детей интереса к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству. При этом у воспитанников формируются следующие основные умения, знания и навыки: Будут уметь: - пользоваться инструментами, материалами, приспособлениями; - умело сочетать материалы для реализации творческого замысла; - использовать цвет как средство передачи настроения; - владеть средствами выразительности; - передавать пространственное положение объектов; 35 - составлять композицию на заданную тему из природного и художественного материалов; Будут знать: - правила техники безопасности, требования к организации рабочего места; - свойства и особенности различных природных и художественных материалов, техники работы с ними; Будут развиты: - образное мышление при создании ярких и выразительных образов; - воображение творческая активность; - владение понятийным аппаратом (контраст, колорит и др.); - умение анализировать и давать оценку; - самостоятельность в создании новых образов; Будут обладать следующими качествами: - самостоятельное мышление; - умение воспринимать прекрасное в жизни и в искусстве; - любовь и уважение к национальному искусству, бережное сохранение традиций своего народа; Планируемые результаты Первого года обучения. К концу года дети могут уметь: В рисовании: -в штрихах, мазках и в пластической форме улавливать образ и рассказывать о нѐм; -понятно для окружающих изображать всѐ то, что вызывает у него интерес; -передавать характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет; -путѐм смешивания краски создавать цветовые тона и оттенки; -подбирать колорит для рисунка; -рисовать животных и человечков; -передавать конструкцию сложных предметов, состоящих из двух частей; -передавать величину предметов в рисовании; - строить сюжетные композиции; 36 В лепке: -под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работ; -действуя с пластическим материалом (глиной, пластилином, пластической массой) отщипывать или отрывать от основного куска небольшие комочки и раскатывать их круговыми и прямыми движениями ладоней рук; -лепить конусообразные формы, лепить используя «защип» и «оттягивание», соединять детали путѐм «примазывания»; -изготавливать объѐмные изображения людей и животных, передовая их простейшие движения; -соединять готовые части друг с другом; -украшать созданные изображения с помощью стеки и налепов; В аппликации: -изображать (вырезать и наклеивать) предметы по памяти и с натуры, обращая внимание на форму, пропорции и размер; -составлять по образцу композицию из двух – четырѐх готовых вырезанных из бумаги форм и наклеивать их. В конструировании: - практически знакомиться со свойствами разной бумаги; -владеть способами конструирования путѐм складывания квадратного листа бумаги: 1) по диагонали; 2) пополам с совмещением противоположных сторон и углов и уметь изготавливать простые поделки на основе этих способов Планируемые результаты второго года обучения. К концу года дети могут уметь: - при создании изображения проявлять элементы воображения, фантазии. В рисовании: - выделять и фиксировать смысловой центр в рисунке; - рисовать животных и человека, совмещать их в сюжетно-жанровой композиции; - рисовать гуашью (по-сырому и сухому); 37 -использовать способы различного наложения цветового пятна и цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в рисунке главного; - украшать созданные изображения. В лепке: -под руководством педагога определять последовательность действий при выполнении работы; - поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности и личной гигиены; - лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения; - оттягивать детали пальцами от основной формы. В аппликации: - поддерживать порядок на рабочем месте и соблюдать правила безопасности и личной гигиены; -пользоваться ножницами (вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники). В конструировании: -понимать зависимость структуры конструкции от еѐ практического использования; -владеть обобщѐнными способами формообразования в работе с бумагой (закручивать прямоугольник в цилиндр, круг в тупой конус) и создавать разные выразительные поделки на основе каждого из них; - создавать игрушки для игр с водой, ветром, для оформления помещений в праздники, для игр-драматизаций, спортивных соревнований, театральных постановок и т. д.; - осваивать способы изготовления предметов путѐм переплетения полосок из различных материалов. 38 6. Формы оценки планируемых результатов Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится 2 раза в год (сентябрь, май). Для определения результатов освоения программы на каждом этапе проводиться промежуточный контроль – выставка, педагогическое наблюдение, фотоотчѐт по проведѐнным занятиям и итоговый контроль – открытые занятия, опрос родителей. Для контроля знаний воспитуемых и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия: -проведение открытых компонентов непосредственно образовательной деятельности для родителей; -проведение праздников; -мастер – классы. Цель проведения диагностики (констатирующего эксперимента): 1. Выявить уровень художественного развития детей в изобразительной деятельности. 2. Выявить возможности интеграции видов изобразительной деятельности в ситуации свободного выбора ребѐнком вида и характера деятельности, материалов, содержания (замысла), способов изображения (исполнительский компонент). Проведение диагностики. С детьми проводится естественный педагогический эксперимент. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трѐх размеров, фломастеры, цветные карандаши, пластилин (12 цветов), стеки (5 видов), цветная бумага (в наборах), ножницы, дощечка для лепки, клеѐнка, салфетки бумажные и матерчатые, бумага трѐх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринуждѐнной игровой форме 39 ребѐнку предлагается назвать всѐ, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребѐнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать) – рисовать, лепить, вырезать. Предлагается также выбрать материалы для своего замысла. По ходу эксперимента фиксируется: выбор ребѐнка, внешние проявления реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа. Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности используется система показателей: 1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности: - искренность, непосредственность; - увлечѐнность; - интерес; - творческое воображение; - характер вхождения в образ; - специфические способности; 2. Характеристика качества способов творческой деятельности: - применение известного в новых условиях; - самостоятельность в нахождении способов (приѐмов) создания образа; - нахождение оригинальных способов (приѐмов), новых для ребѐнка; - создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов. 3. Характеристика качества продукции: - нахождение адекватных выразительно – изобразительных средств для создания образа; - соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям; - проявление индивидуального «почерка» как особой манеры исполнения и характера образа. 40 Примеры занятий диагностического характера в (Приложении 1). Подведение итогов реализации программы проходит в форме: персональных выставок обучающихся, итоговая выставка работ учащихся, участие в районных и городских творческих конкурсах. Условия образовательной деятельности 7.1. Методическое обеспечение программы Занятия составляются согласно педагогическим принципам, по своему содержанию соответствуют возрастным особенностям и физическим возможностям воспитанников. Для успешного освоения программы используются объяснительно – иллюстративные, репродуктивные, частично – поисковые, исследовательские методы обучения. 1. Описание приѐмов и методов организации учебно-воспитательного процесса. Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая. Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу. Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение заданий по образцу, наблюдение за работой педагога. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики учащихся. Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную художественную работу учащихся. Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность научиться новым видам декоративно-прикладного творчества и проявить свои творческие способности. Методы и приѐмы обучения: - наглядные - словесные - практические 41 - проблемно- поисковые Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения этапов выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы. Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов. Дидактическое обеспечение курса. Для наглядности и доступности изучаемого материала используются наглядные пособия следующих видов: - естественного (гербарии, природный материал); - объѐмный (макеты, муляжи растений и их плодов, образцы изделий народных промыслов - хохлома, дымковская и филимоновская игрушка, гжель др.) - картинно – динамический (картины, иллюстрации, репродукции, альбомы, слайды и фотоматериалы); - звуковой (аудиозаписи); - смешанный (видеозаписи, кинофильмы); - тематические подборки материалов по блокам программы; - дидактические материалы (раздаточный материал, практические задания, игры: «составь пейзаж», «составь натюрморт», «создай портрет» (Приложение 2) и др.; 42 7.2 Материально-техническое обеспечение программы Помещение, где проводятся занятия, мебель соответствуют санитарным требованиям и возрастным особенностям детей. материалы 1 количество Бумага для рисования: акварельная Ватман, писчая 100листов 100листов 2 Альбомы 10 3 Краски: гуашевые 18банок акварельные 15шт. 4 Масляная пастель 10коробок 5 Акварельные карандаши 8коробок 6 Восковые мелки 15коробок 7 Фломастеры 7коробок 8 Цветная бумага 25наборов 9 Цветной картон 20наборов 10 Белый картон 10наборов Гофрированный картон 5наборов 11 Фольга, калька цветная 12 Бумага для оригами 3набора 13 Пластилин 10 набор 14 Клей- карандаш 25штук 15 Клей ПВА 5штук 16 Глина, паста для лепки 1 инструменты 17 Кисти: белка № 10, № 7 количество 15шт. щетина №8 10шт. синтетика №4 10шт. 18 Палитры 10шт. 19 Стаканчики для воды 12шт. 43 Ножницы детские 13шт. Ножницы фигурные 3шт. Ножницы для левшей 3шт. 21 Доски для лепки 13шт. 22 Стеки для лепки 20шт. 23 Губки разной формы, штампики 24 Дыроколы фигурные 20 5шт. Техническое обеспечение 25 Интерактивная доска 1 26 Проектор и проекционный экран 1 27 ноутбук 1 28 магнитофон 1 29 телевизор 1 Наглядные пособия 30 Муляжи растений и плодов 5 наборов 31 Природный материал 32 Образцы изделий народных промыслов 10 шт. 33 Иллюстрации, репродукции, альбомы 1 34 Аудио- и видеозаписи 35 Дидактические игры 36 Раздаточный материал 44 1. Список использованной литературы Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224 с. 2. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. Методическое пособие.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002.- 128с. 3. Ермолаева Н.В Эстетическое воспитание чрез декоративно- прикладное исскуство. Парциальная программа. – СПб.: СПб.: «ДЕТСТВОПРЕСС», 2011 – 144с. 4. Курочкина Н.А. О портретной живописи – детям. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 112с. 5. Линицкий П. Как нарисовать комара-героя и еще веселых картинок за 30 секунд. –СПб: Питер, 2014 – 64с. 6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий и методические рекомендации. Подготовительная группа. – М.: «Карапуз-Дидактика», 2009. – 208с. 7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий и методические рекомендации. Старшая группа. – М.: «Карапуз-Дидактика», 2007. – 208с. 8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий и методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «Карапуз-Дидактика», 2010. – 144с. 9. Лыкова И. А., Буренина А.И. Талантливые дети.Индивидуальный подход в художественном образовании. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. – 143с. 10. Лыкова И.А. Проектирование образовательной области «Художествено-эстетическое развитие» Новые подходы в условиях введения ФГОС ДО. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 136с. 11. Лыкова И.А. Калачи из печи месим, лепим, угощаем. М.: Издательский дом «Цветной мир», 2014. – 9с. 45 12. Информационно – методический сборник. Выпуск № 5. Программа дополнительного образования детей – основной документ педагога. /авт-сост. Леоненко Н.А., Завьялова Т.В., Кузнецов А.В.- СПб.: 2010.-58с. 13. Николаева Е.И. Психология детского творчества. 2-е изд.- СПб.: Питер, 2010.-240с. 14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013 года); 15. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»; 16. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования. 17. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. Старшая и подготовительная группа. Волгоград: Издательский дом «Корифей» - 128с. 18. Швейк Сьюзан. Художественая мастерская для малышей. – СПб.: Питер, 2014 -144с. 46 Приложение 1 1. Картинки на песке. Рисование предметное (педагогическая диагностика). Задачи. Выявит уровень развития художественных способностей к изобразительной деятельности: умение принять и правильно реализовать творческую задачу (в единстве трѐх компонентов творческой деятельности); владение графическими навыками, наличие творческого воображения и опыта эстетической деятельности (в единстве эмоций, действий, оценок); готовность к переносу способов одного вида художественной деятельности (рисование на песке) в другой вид (рисование на бумаге). Предварительная работа. Рисование палочками на песке. Игры в песочнице. Рассматривание коллекции рисунков, выполненных детьми в старшей группе детского сада. Материалы, инструменты, оборудование. Для рисования на бумаге – листы бумаги жѐлтого, светло-оранжевого, бежевого цвета разного размера, цветные карандаши, фломастеры. Для «песчаных» картинок – мелкие ящики (коробки из-под конфет) с чистым песком или сухой манкой, листы бумаги белого цвета, простые карандаши, клеящие карандаши, клеѐнка для столов. Содержание занятия. Педагог читает детям стихотворение В. Шипуновой «Ладошки»: Я глажу ладошками Тѐплый песок. Рисую кораблик, А рядом цветок И мамина кошка, И деда гармошка, Летящий журавлик И буква – Антошка. Струятся песчинки… 47 Сижу – не дышу, Ведь мира картинки В ладошках держу. Педагог напоминает детям о том, как они рисовали палочками или пальчиком на песке, и предлагает порисовать на бумаге песчаного цвета, будто это песок, а карандаши – палочки: «Выберите бумагу в цвет песка. Это может быть один большой лист – на нѐм поместится много картинок. Или же несколько маленьких листочков – по одному на каждую картинку. Подумайте сами, что, как и на каких листах вы будете рисовать, каждый нарисует то, что захочет». Дети выбирают листы бумаги и начинают рисовать цветными карандашами, педагог записывает комментарии детей, звучащие по ходу работы, а также просит дать названия картинкам. Во второй части занятия педагог показывает детям новый способ создания «песчаных» картин. Сначала обращает внимание детей на ящик (коробку) с чистым песком или сухой манкой. Сообщает, что на песке обычно рисуют палочкой или пальчиком, но есть ещѐ один необычный способ создания «песчаных» картин – с помощью бумаги и клея. Педагог берѐт листок бумаги (формат А4) прикладывает к доске или мольберту, быстро рисует карандашом простую картинку, затем быстро проводит по всем линиям клеем и плашмя кладѐт картинку в ящик с песком (изображением вниз). Слегка похлопывает, поднимает картинку над ящиком и показывает детям «песчаный» рисунок. Поясняет, что клеем можно покрыть не только контурные лини, но и крупные детали. Дети осваивают новый способ, педагог фиксирует, как дети «приняли» новую художественную технику и насколько быстро еѐ освоили (это входит в задачи диагностики уровня развития художественных способностей). После занятия. Оформление экспресс выставки детских работ «Картинки на песке». 2. Картинки для наших шкафчиков. Рисование предметное по замыслу с элементами аппликации (педагогическая диагностика). 48 Задачи. Учить детей определять замысел в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчиков). Создать условия для самостоятельного творчества – рисовать предметную картинку и обрамлять рамочкой из цветных полосок. Уточнить представление о внутреннем строении (планировке) детского сада и своей группы, о назначении отдельных помещений (раздевалка). Воспитывать интерес к детскому саду. Предварительная работа. Экскурсия по детскому саду. Беседа о планировке группы и назначении отдельных помещений. Беседа по одежде и шкафчиках для еѐ хранения. Материалы, инструменты, оборудование. Бумажные квадраты разного цвета, но одинакового размера, бумажные полоски разного цвета для обрамления картинок детьми; дополнительные материалы для оформления картинок (рамки, паспарту, картонные формы с петельками). Три-четыре предметных картинки для показа детям; одна из картинок в рамочке и без неѐ. Четыре варианта рамочек (две из них одноцветные, одна разноцветная, ещѐ одна – двухцветная). Содержание занятия. Педагог читает детям стихотворение Г. Лагздынь «Вот какой наш коридор»: В коридоре шкафчики. В них пальто и шарфики, Туфли, шапочки, ботинки, А на шкафчиках картинки: Груша, яблоко, морковка, Ёжик, вишня, конь, винтовка, Утка, заяц, помидор. Знаю я, зачем картинки! Чтоб не путали ботинки, Туфли, шапочки, пальтишки Тани, Саши и Иришки! Чтобы помнили Алѐшки, 49 Где поставили сапожки! Провести краткую беседу о том, где дети снимают одежду, когда приходят в детский сад, и куда еѐ складывают; как находят свои вещи в разделке, когда собираются на прогулку; по каким приметам узнают свой шкафчик. Предложить вспомнить или придумать разные способы маркировки одинаковых вещей, выбрать один из способов и нарисовать разные картинки и оформить их рамочками из цветных полосок. Следует напомнить, что картинки должны быть разными, чтобы никто не перепутал свои шкафчики и вещи. Затем педагог показывает одну и ту же картинку в двух вариантах – в рамочке и без неѐ. Спрашивает детей, какая картинка им больше нравится. Сообщает, что такие рамочки можно нарисовать или наклеить из полосок цветной бумаги. Выставляет на доске или мольберте варианты рамочек, обращает внимание детей на подготовленный материал и приглашает всех заняться важным делом – нарисовать и оформить картинки для шкафчиков. Дети выбирают художественные материалы, рисуют по замыслу и обрамляют свои картинки рамками. В конце занятия дети относят свои картинки в раздевалку и помещают на шкафчики. 50 Приложение 2 Дидактические игры. 1. «СОБЕРИ ПЕЙЗАЖ» Материал: цветные изображения деревьев цветов, трав, гор, озер, туч и т.д. Дети по собственному замыслу составляют композицию по заданному сюжету: осенний, зимний, весенний, летний пейзаж. 2. «НАЙДИ НЕДОСТАТОК В ПОРТРЕТЕ» Материал: десять карточек с изображением одного лица с разными недостающими частями. Дети определяют и дорисовывают пластилином в рисунке недостающие части лица и рассказывают об их функции. 3. «СОСТАВЬ ПОРТРЕТ СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ» Материал: портрет сказочного героя, выполненный в технике пластилиновой живописи, разрезанный на восемь частей пополам и на четыре части – (лоб, глаза, нос, рот и подбородок) Дети собирают портрет сказочного героя в единое целое. 4. «СОБЕРИ НАТЮРМОРТ» Материал: цветные изображения предметов: посуды, овощей, фруктов и др. Детям предлагается создать свой натюрморт из предложенных предметов. Дидактический материал к занятиям. СКАЗКА «РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР» Давным-давно, когда весь мир был только черным и белым жили на Земле две могущественные феи: фея Тьмы и фея Света. Фея Света озаряла весь мир чудесным искрящимся светом. Когда же наступала ночь, приходила фея Тьмы, укрывала Землю черным покрывалом, и все предметы становились чернымипречерными. Так они сменяли друг друга годы и века. Но всему на свете приходит конец. И в один прекрасный день фея Света реши подарить Земле краски. Взмахнула она своим волшебным светящимся лучом и предстали перед нею цветные феи, слов сотканные из разноцветных сверкающих искринок. 51 Одна фея была голубой, другая - розовой, третья - фиолетовой, четвертая желтой, пятая - синей, шестая - зеленой, седьмая - оранжевой, восьмая - желтой, девятая - красной, десятая - коричневой! Фей было много: всех цветов и оттенков. – Дорогие феи, сказала могущественная фея Света, – вам предстоит не легкая работа осветить своими цветными лучами Землю и сделать ее цветной, нарядной и радостной. Только взмахнула Голубая волшебным голубым лучом, как посыпались на Землю голубые искры света – и сразу заголубели васильки и незабудки -вода и небо над Землей. Только взмахнула Розовая фея волшебным розовым лучом, как полились на Землю розовые потоки света и сразу порозовели щеки у детей, розы в садах и лес, гвоздики, а розовый рассвет осветил облака в утреннем небе. Славно потрудились все феи... С той поры преобразилась Земля, расцвела яркими красками, радуя людей пестротой своих роскошных и разноцветных нарядов. СКАЗКА О ПЛАСТИЛИНЕ Жил-был в картонной коробке цветной пластилин. И вот как-то его оставили на окошке, на солнышке. Там он слегка расплавился :стал мягким. Лежит он и мечтает: «Вот бы мне научиться рисовать, а то я умею только лепить разные фигурки...». И однажды его самое заветное желание начало сбываться. Когда Алена помогала маме убираться, то на окошке она увидела коробочку, взяла ее, открыла, а пластилин и говорит: – Не мешай мне мечтать, девочка. – Хватит лежать без дела, – говорит Алена. – Давай-ка лучше поиграем. – Я не умею играть, поэтому я только мечтаю, – ответил ей пластилин. – А о чем ты мечтаешь? – спросила девочка. – Я хочу научиться рисовать, но тоже не умею, – грустно ответил пластилин. – Ничего, я тебя научу, – деловито сказала девочка. Взяла Алена лист бумаги, кусочки мягкого пластилина и начала рисовать пальцами. Синий кусочек размазала по белому листу – и получилось небо, а 52 белые маленькие кусочки поверх неба налепила – облака воздушные. Зеленый кусочек взяла – летняя поляна получилась. А красные, желтые, фиолетовые, малиновые, розовые маленькие кусочки – это разноцветные цветочки. – Вот и нарисована картина «Цветочная поляна» или «Летний день»! – восторженно сказала Алена. И пластилин сразу увидел, что он очень талантливый и больше не захотел жить в картонной коробке. 53 Приложение 3 № Вопросы Ответы Нет, Иногда Да, очень (1 балл) часто редко (2 балла) (0 баллов) 1 Создает и реализует замыслы, изображает разнообразные объекты, сюжетные и декоративные композиции, замысел рисунка устойчив 2 Отбирает изобразительные и выразительные средства в соответствии с создаваемым образом 3 Правильно использует формообразующие движения 4 Умеет проводить узкие и широкие полосы кистью, изображает кольца, дуги, мазки, трилистник 5 штрихует цветным карандашом, фломастером, мелком 6 Составляет цветовой тон на палитре 7 Соотносит амплитуду, силу движений с создаваемым образом 8 Составляет новые цветовые тона 9 Использует цвет как средство передачи состояния объекта, своего отношения к герою 10 Использует все пространство листа, правильно передает пропорции, детализирует изображения 11 Аккуратно пользуется изобразительными средствами 12 Выделяет главное цветом, расположением на листе бумаги, величиной 54 13 В процессе рисования испытывает яркие положительные эмоции 14 Сформированы технические навыки 15 Стремится создавать оригинальные выразительные образы Оценочная шкала Итоговый балл Описание Цвет Высокий синий 10 - 24,99 Средний уровень зелѐный 0 - 9,99 Низкий уровень красный 25 - 30 55