СОДЕРЖАНИЕ 1. 1. 1. 1.1.1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ Пояснительная записка Цели и задачи образовательной программы 3 3 6 1.1.2. 1.1.3. 1.2. Принципы и подходы к формированию образовательной программы Значимые для разработки образовательной программы характеристики Планируемые результаты авторской программы Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной программы Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Способы и направления поддержки детской инициативы Взаимодействие с семьями дошкольников ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Материально-техническое обеспечение образовательной программы Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания Режим дня и распорядок дня Организация развивающей предметно-пространственной среды УЧЕБНЫЙ ПЛАН (старшая группа) УЧЕБНЫЙ ПЛАН (подготовительная группа) КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА ПО ПРОГРАММЕ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (старшая группа) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (подготовительная группа) 6 7 8 2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 11 11 12 13 16 17 19 19 20 20 20 21 24 26 32 33 38 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который предъявляет серьезные требования к ним. Как добиться того, чтобы знания, полученные в детском саду, помогали детям в жизни. В качестве обучающей среды я предлагается конструкторы LEGO. Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети старшего дошкольного возраста учатся работать с предложенными схемами, инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе. В процессе изготовления поделок из Лего-конструктора постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дети младшего дошкольного возраста рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления, затем после усвоения этого процесса задания усложняются. Старшим дошкольникам показывают схему поделки, которую 2 нужно сделать, и, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию. Изготовленные детьми сконструированные модели в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, добиваться более совершенных результатов. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания сконструированных моделей, очень важны для общего развития. Внедрение LEGO-технологий в дошкольной организации является одним из современных методов развития ребенка, которое проходит в двух направлениях: - первое направление реализуется в рамках обязательной части общеобразовательной программы. Дети младшего дошкольного возраста знакомятся с конструктором LEGO в игровой деятельности, в совместной деятельности детей и взрослого. образовательной деятельности А реализация непосредственно с использованием LEGO конструкторов, начиная со старшего дошкольного возраста. Детям младшего возраста предлагается конструктор LEGO DUPLO, где дети в игровой деятельности знакомятся с основными деталями конструктора и цветом, способами скрепления. На данном этапе у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта. В средней группе дети закрепляют навыки работы с конструктором, учатся работать по плану, самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. В старшей группе конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны 3 не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу. В подготовительной творческой фантазии группе особое детей, они внимание уделяется конструируют по развитию собственному воображению, по предложенной теме или условиям. Созданные постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют в дидактических играх и упражнениях. Так, последовательно, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у них развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами. - второе направление реализуется в расширении и углублении содержания конструкторской деятельности воспитанников за счет использования конструкторов нового поколения LEGO Education в рамках дополнительной образовательной программы научно-технической направленности «LEGO в руках ребенка - открывая будущее», апробируемой в рамках базовой площадки ГАОУ ДПО СО «ИРО». Реализация данного курса позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать гипотезы. Таким образом, Лего-конструирование позволяет формировать у детей дошкольного возраста умения и навыки работы с современными техническими средствами, развивая у ребёнка познавательный интерес, техническое творчество. 4 1.1.1 Цели и задачи Программы Цель: развитие личности ребёнка в процессе освоения мира через собственную творческую предметную деятельность в Лего- конструировании. Задачи: - развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество; - совершенствовать элементы логического мышления; - формировать умение видеть конструкцию, анализировать ее основные части, их функциональное назначение; - приобщать к использованию деталей с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость, размещение в пространстве); побуждать к адекватным заменам одних деталей другими; - развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек; - активизировать мелкую моторику пальцев рук; - содействовать формированию элементов учебной деятельности (понимание задачи, инструкций и правил, осмысленное применение освоенного способа в разных условиях, навыки самоконтроля, самооценки и планирования действий); - совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, группе, распределении обязанностей. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию образовательной программы Обучение основывается на следующих педагогических принципах: 5 • личностно-ориентированный подход (обращение к опыту ребенка); • принцип природосообразности (учитывается возраст воспитанников); • принцип сотрудничества; • принцип систематичности, последовательности, повторяемости и наглядности обучения; • «от простого – к сложному» (одна тема подается с возрастанием степени сложности). На занятиях используются три основных вида конструирования: Конструирование по образцу, когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома). При конструировании по условиям. Образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок самостоятельно, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша. 1.1.3. Значимые для разработки образовательной программы характеристики Актуальность данной программы состоит в том, что Легоконструирование в ДОУ представляет воспитанникам технологии 21 века, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Дети лучше понимают, когда они чтолибо самостоятельно создают или изобретают. 6 Этапы реализации программы: 1 этап (сентябрь – декабрь). Знакомство с деталями конструктора. Моделирование логических отношений. Цель: развитие элементов логического мышления. Задачи: совершенствование навыков классификации, активизация памяти и внимания, обучение анализу логических закономерностей, закрепление навыков ориентирование в пространстве. 2 этап (январь-май). Моделирование объектов реального мира. Цель: развитие способности детей к наглядному моделированию. Задачи: развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, обучение планированию процесса создания собственной модели, стимулирование конструктивного воображения при создании модели по собственному замыслу, формирование умений действовать в соответствии с инструкциями педагога, активизация работы мелкой моторики рук. 1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ Целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования – социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования. В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс образования. 7 создания системы непрерывного Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, какое содержание должно реализовывать любое дошкольное учреждение для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей. Дошкольное образование позволяет ребенку овладеть специфическими видами детской деятельности – игрой, конструированием, изобразительной деятельностью, наблюдением и экспериментированием. В грамотно организованной детской деятельности у ребенка дошкольного возраста формируются базисные качества личности (мышление, память, внимание, воображение и речь). Именно они позволяют ребенку успешно обучаться по любой программе, усваивать любую информацию в начальной школе и на последующих ступенях обучения. О положительной динамике освоения программного материала свидетельствуют следующие показатели: Умение: − классифицировать материал для создания модели; − работать по предложенным инструкциям; − творчески подходить к решению задачи; − доводить решение задачи до работающей модели; − излагать отстаивать мысли свою в четкой точку логической зрения, последовательности, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений; − работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности; - создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу; - создавать различные конструкции по рисунку, схеме, условиям, по словесной инструкции, объединённые общей темой; 8 - общаться, устраивать совместные игры, уважать свой и чужой труд. Знание: − правил безопасной работы; − основных компонентов конструктора Лего; − конструктивных особенностей различных моделей, сооружений и механизмов; − видов подвижных и неподвижных соединений в конструкторе. Формы подведения итога реализации программы: − защита собственных проектов; − участие в выставках, в конкурсах, соревнованиях различного уровня. Для оценки деятельности и результатов выполнения заданий, каждого воспитанника используется диагностику уровня знаний и умений по Легоконструированию (старший дошкольный возраст): № Фамилия,и мя п/п ребёнка Умение правильно конструирова ть поделку по инструкциям педагога с последующим достраивание м н к Умение правильно конструироват ь поделку по схеме н Умение правильно конструироват ь поделку по образцу к н к Умение правильно конструировать поделку по замыслу н к Умение детей моделировать объекты по иллюстрациям и рисункам н к 1 Уровень требований, предъявляемых к занимающемуся по каждому из параметров, зависит от степени мастерства. − Высшее мастерство: − Среднее мастерство: − Слабое мастерство: 9 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной направлениями развития ребенка деятельности в соответствии с Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, психологии и соответствует дошкольной основным педагогики и положениям обеспечивает возрастной единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Конструирование как учебный предмет является комплексным и интегративным по своей сути, он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми методиками занятий. Занятия по Лего-конструированию главным образом направлены на развитие изобразительных, словесных, конструкторских способностей. Все эти направления тесно связаны, и один вид творчества не исключает развитие другого. Работая над тематической моделью, дошкольники не только пользуются знаниями, полученными на других занятиях, но и углубляют их. Математика. Понятие пространства, изображение объемных фигур, выполнение расчетов и построение моделей, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами; Познавательное развитие. Изучение построек, природных сообществ, рассмотрение и анализ природных форм и конструкций. Речевое развитие. Развитие устной речи в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов). 10 Художественное творчество (конструирование, рисование, аппликация, лепка) моделирование с учетом художественных правил. Конструирование способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Не так - то просто сделать поделку: её изготовление требует определённых волевых усилий. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, усидчивость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Лего–конструирование - это эффективное средство развития личности ребенка. 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной программы Основные методы работы: - словесные (рассказ, беседа, инструктаж); - наглядные (демонстрация); - репродуктивные (применение полученных знаний на практике); - практические (конструирование); - поисковые (поиск разных решений поставленных задач). Основные формы работы: игровая деятельность. Основные приёмы работы: беседа (настрой на работу), игровые упражнения, ролевая игра, познавательная игра, задание по образцу (с использованием инструкции), творческое моделирование (создание рисунка модели), проекты (совместная деятельность ребенка с родителями, с группой детей, самостоятельное творчество, презентация проектной деятельности). 11 Материально- техническое оснащение образовательного процесса. Для реализации программы на занятиях используются наборы конструктора LEGO, представленные в Лего-лаборатории. Форма организации деятельности. Непосредственно – образовательная деятельность, игровая деятельность. Совместная деятельность педагогов, детей и родителей. 2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Для достижения поставленных целей и задач осуществляется детальная разработка проблемы (технология), которая реализуется через содержание деятельности на каждом этапе занятия и завершается реальным, практическим результатом. I этап – организационный. Цель - создать условия для решения проблемы, вызвать положительные эмоции, мотивировать детскую деятельность. Содержание работы: планирование и разработка содержания всего воспитательно-образовательного процесса по теме занятия, организация развивающей предметно-пространственной среды, определение направлений поисковой и практической деятельности. Работа на данном этапе осуществлялась по следующим направлениям: 1. Создание развивающей предметно-пространственной среды, построенной с учетом возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей и содержащая в ассортименте Лего-конструкторы больших и малых формам, картотеки игр, изготовленные схемы-образцы и схемы скрепления деталей, фото-картотеки построек, музыкальные аудио-записи для сопровождения продуктивной деятельности. Для конструктивной деятельности мальчиков необходимо выделить более широкое пространство, чем для девочек, и, 12 предусмотреть переход конструирования в подвижные игры. Для девочек подготовить игровой и бытовой материал, связанный с «обживанием» созданных конструкций (куколки, лоскутки, игрушечная посуда и т.д.). В процессе конструктивно-игровой деятельности поддерживать стремление детей к коллективному конструированию и совместному обустройству игрового пространства. 2. Организовать самостоятельную игровую детскую деятельность, в которой дошкольники получат опыт создания различных конструкций из Легоконструктора. Обязательно обеспечить сохранность построек на некоторое время (воспитание ценностного отношения к результатам труда). информирование 3.Осуществлять родителей о работе по лего- конструированию, привлечение их к участию в совместных мероприятиях с детьми. II этап - аналитический (практический). Цель – реализация намеченного плана, овладение дошкольниками способами получения новых знаний в совместной с педагогом и самостоятельной детской деятельности. Непосредственно формирование образовательная деятельность направлена на специфических знаний, умений, навыков и компетенций посредством использования эффективных методов и приёмов: вхождение в проблему, дополнение вживание задач, в игровую ситуацию, позволяющих детям принятие/постановку, самостоятельно и познавать, экспериментировать, догадываться, придумывать, т.е. развивать пытливость ума. В детской поисково-исследовательской, познавательно-практической деятельности, продуктивной творческой, овладение конструктивными умениями и навыками осуществлялось по определённому алгоритму: 13 1) планирование деятельности, определение результата; 2) определение конструктивных особенностей модели; 3) самостоятельное изготовление модели (конструирование); 4) самоконтроль и взаимопроверка, сравнение собственной модели с образцом, определение ценности изделия (для кого сделано); 5) анализ готового изделия, оценка работы детей; 6) обыгрывание детских построек (изделий). В совместной деятельности с педагогом и самостоятельной деятельности детей подразумевается спонтанные коллективные Лего-игры, самостоятельное конструирование (по замыслу, схемам, чертежам). Для повышения компетентности родителей: игровые ситуации для родителей и с их участием; участие в творческих и интернет конкурсах; создание игротеки; консультации. Деятельность педагога на данном этапе направлена на стимулирование умственной активности детей, оказание индивидуальной помощи, координирование деятельности между всеми его участниками. III этап – обобщающий. Цель - систематизация, структурирование информации и интеграция полученных знаний; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов. Деятельность педагога на данном этапе заключается в обеспечении рефлексии и интерпретации результатов, определении эффективности работы итогам детского развития, определение перспектив и разработка дальнейшей стратегии сотрудничества по данному направлению. Таким образом, Лего–конструирование – это вид моделирующей интеллектуальной творчески–продуктивной деятельности, обеспечивающей 14 посредством увлекательной созидательной игры, гармоничное развитие личности дошкольника. проживание ребёнком Такие периода занятия обеспечивают дошкольного детства, насыщенное событийность, сотрудничество взрослого и ребенка, обеспечивает слаженность работы в команде, вырабатывает алгоритм действий для достижения поставленной цели, повышает профессиональный и личностный рост педагогов и родителей. 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, неавторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка. Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, произвольности уровня деятельности развития и поведения, творческой инициативы, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности. Для инициативной личности характерно: - произвольность поведения; - самостоятельность; - развитая эмоционально волевая сфера; - инициатива в различных видах деятельности; - стремление к самореализации; - общительность; - творческий подход к деятельности; - высокий уровень умственных способностей; 15 - познавательная активность. Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста- игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность. Следовательно, и динамичнее развитие личности. Педагог даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. Поддержка индивидуальности и инициативы воспитанников должно осуществляться через: - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; - создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; - недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); Основой реализации программы является развивающая предметнопространственная среда, необходимая для реализации индивидуального потенциала ребёнка, развития его во всех специфических детских видах деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда должна подбираться с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. При создании предметной среды учитывать гендерную специфику и обеспечить среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. 2.5.Взаимодействие с семьями дошкольников 16 Задачи в работе с родителями: - создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей; - вовлечение родителей в детскую деятельность как равных по общению партнеров детей; - привлечение родителей к знакомству с результатами продуктивных видов детской деятельности и творчества. Формы работы с родителями: • открытые мероприятия; • выставки совместных работ; • участие в конкурсах; • игротеки; • стендовое информирование; • консультации; • пополнение ЛЕГО-центров. 17 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Материально-техническое обеспечение образовательной программы 1) Конструкторы: 1. 9076 «Набор с трубками»DUPLO. 2. 45003 «LEGO SOFT». 3. 9660 «Первые конструкции». 4. 45000 «Креативный строитель» DUPLO. 5. 45004 «Кафе» DUPLO базовый набор. 6. 45005 «Моя первая история». 7. 45080 «Креативные карты». 8. 9333 «Общественный и муниципальный транспорт». 9. 9335 «Космос и аэропорт». 10. 9091 «Дом» DUPLO. 11. 9209 «Служба спасения» DUPLO. 12. 45007 «Большая ферма» DUPLO. 13. 9230 «Город» DUPLO. 14. 9389 «Городская жизнь». 15. 9215 «Дочки-матери» DUPLO. 16. 9218 «Дикие животные» DUPLO. 17. 45001 «Детская площадка». 18. 45002 «Строительная техника». 19. 9090 «Гигантский строительный набор» DUPLO. 20. 9224 «Городские жители» DUPLO. 21. 9222 «Люди мира» DUPLO. 22. 45100 «Построй свою историю» базовый набор. 23. Конструктор «Проектирование» с программным обеспечением. 24. Большие и малые строительные платы и пластины. 18 2) Игровой программно-аппаратный комплекс (нетбук). 3) Программное обеспечение «Проектирование». 3.2. Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания 1. Комарова Л.Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). Москва: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2001 2. Немерещенко О.Д. «Использование LEGO-технологий в развитии способностей у детей дошкольного возраста». Т., 2014 3. Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду» пособие для педагогов. Москва: изд. Сфера, 2012 4. Интернет ресурсы. 3.3. Режим дня и распорядок дня Организационные условия реализации программы: Старшая группа – 18 занятий в год. Занятия проводятся 2 раза в месяц, на одно занятие отводится 25 минут. Подготовительная группа – 18 занятий в год. Занятия проводятся 2 раза в месяц, на одно занятие отводится 30 минут. 3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды В группах созданы Лего-центры, где для самостоятельной деятельности детей имеются наборы конструктора LEGO (в соответствии с возрастом воспитанников). Для занятий по данной программе педагог вправе использовать наборы конструктора LEGO и ТСО, представленные в Лего-лаборатории. 19 УЧЕБНЫЙ ПЛАН № 1 мес яц Тема Количество занятий по теме 3 4 2 2 СТАРШАЯ ГРУППА 1. сентябрь Знакомство с конструктором: спонтанная игра с конструктором. Путешествие по LEGO-стране: знакомство с основным цветом деталей (игры на развитие логического мышления). 1 2. сентябрь Путешествие по LEGO-стране: знакомство с основными деталями (игры на развитие логического мышления). Волшебные кирпичики: игры на различение деталей. 1 3. октябрь Знакомство с формами деталей LEGO: знакомство со способами скрепления деталей. «Мой двор»: развитие навыков построения устойчивых конструкций. 1 4. октябрь «Улица полна неожиданностей»: создание сюжетных композиций. 1 5. ноябрь «Городской пейзаж»: знакомство особенностями городских построек (многоэтажные дома). 1 6. ноябрь «Сельскохозяйственные постройки»: знакомство с 1 20 особенностями сельских построек (одноэтажные дома). 7. декабрь «Транспорт»: наземный транспорт пассажирский, специальный. «Я еду, еду, еду!»: создание сюжетной композиции (автобус). 8. декабрь «Транспорт»: воздушный транспорт (самолет). «Аэропорт»: создание сюжетной композиции. 9. январь «Домашние животные»: курица, петух, цыплята. 1 10. январь «Домашние животные»: пес и его конура. 1 11. февраль «Дикие животные»: медведица с медвежонком. 1 12. февраль «Дикие животные»: жираф, слон. 1 13. март «Мебель»: конструирование стульев, столов. 1 14. март «Мебель»: диван, кресло, шкаф и т.д. 1 15. апрель Мозаика «Цветы»: конструирование полевых цветов ромашка, василек, колокольчик. 1 16. апрель Конструирование деревьев: ель, дуб, береза и т.п. 1 21 1 17. май Любимые персонажи книг, мультфильмов, сказок. 1 18. май Конструируем Роботов. 1 Итого: 22 18 занятий УЧЕБНЫЙ ПЛАН № 1 меся ц 2 Тема Количество занятий по теме 3 4 2 ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА 1. сентябрь Симметричность. Мозаика. Моделирование по схеме (инструкции): «Бабочка». 1 2. сентябрь Симметричность. Мозаика. Моделирование по схеме (инструкции): «Орнамент». 1 3. октябрь Сборка устойчивых конструкций: «Мост через реку». 1 4. октябрь Сборка устойчивых конструкций: «Подъемный кран». 1 5. ноябрь Моделирование транспорта по образцу: «Грузовик». 1 6. ноябрь Моделирование транспорта по образцу: «Танк». 1 7. декабрь Моделирование человека: «Девочка», «Мальчик». 1 8. декабрь Моделирование «Деда Мороза», «Снегурочки». 1 9. январь «Животные»: крокодил. 1 10. январь «Животные»: рыбы. 1 11. февраль «Путешествие в страну сказок»: 1 23 моделирование сюжета сказки «Репка». «Путешествие в страну сказок»: моделирование сюжета сказки «Курочка Ряба». 1 март «Нужные вещи» конструирование по образцу: «Ваза». 1 14. март Конструирование по замыслу «Подарок маме». 1 15. апрель Конструирование по замыслу «Космодром». 1 16. апрель Конструирование по замыслу «Космическая машина будущего». 1 17. май Конструирование по замыслу «Парад военной техники». 1 18. май «Мой любимый детский сад» конструирование по замыслу. 1 ИТОГО: 18 12. февраль 13. 24 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Календарный учебный график в полном объеме учитывает индивидуальные, возрастные, психофизические особенности детей дошкольного возраста и отвечает требованиям охраны их жизни и здоровья. Возраст Тема занятия 1. Знакомство с конструктором: спонтанная игра с конструктором. Путешествие по LEGOстране: знакомство с основным цветом деталей (игры на развитие Старшая логического мышления). группа 2. Путешествие по LEGOстране: знакомство с основными деталями (игры на развитие логического мышления). Волшебные кирпичики: игры на различение деталей. 3. Знакомство с формами деталей LEGO: знакомство со способами скрепления деталей. Количество занятий/количество минут Сен. Окт. Нояб. Дек. Янв. Фев. Март Апр. Май Всего занятий/часов в год 1 (25) 1 (25) 1 (25) 1 (25) 1 (25) 1 (25) 25 «Мой двор»: развитие навыков построения устойчивых конструкций. 4. «Улица полна неожиданностей»: создание сюжетных композиций. 1 (25) 1 (25) 5. «Городской пейзаж»: знакомство особенностями городских построек (многоэтажные дома). 1 (25) 1 (25) 6. «Сельскохозяйственные постройки»: знакомство с особенностями сельских построек (одноэтажные дома). 1 (25) 1 (25) 7. «Транспорт»: наземный транспорт - пассажирский, специальный. «Я еду, еду, еду!»: создание сюжетной композиции (автобус). 1 (25) 1 (25) 8. «Транспорт»: воздушный транспорт (самолет). «Аэропорт»: создание сюжетной композиции. 1 (25) 1 (25) 26 9. «Домашние животные»: курица, петух, цыплята. 1 (25) 1 (25) 10. «Домашние животные»: пес и его конура. 1 (25) 1 (25) 11. «Дикие животные»: медведица с медвежонком. 1 (25) 1 (25) 12. «Дикие животные»: жираф, слон. 1 (25) 1 (25) 13. «Мебель»: конструирование стульев, столов. 1 (25) 1 (25) 14. «Мебель»: диван, кресло, шкаф и т.д. 1 (25) 1 (25) 15. Мозаика «Цветы»: конструирование полевых цветов - ромашка, василек, колокольчик. 1 (25) 1 (25) 16. Конструирование деревьев: ель, дуб, береза и т.п. 1 (25) 1 (25) 27 17. Любимые персонажи книг, мультфильмов, сказок. 18. Конструируем Роботов. ВСЕГО В МЕСЯЦ: Возраст Подгото витель ная группа 2(50) 2(50) 2(50) Тема занятия 2(50) 2(50) 2(50) 2(50) 2(50) 1 (25) 1 (25) 1 (25) 1 (25) 2(50) 18 (7,5ч.) Май Всего занятий/часов в год Количество занятий/количество минут Сен. Окт. Нояб. Дек. Янв. Фев. Март Апр. 1.Симметричность. Мозаика. Моделирование по схеме (инструкции): «Бабочка». 1(30) 1(30) 2. Симметричность. Мозаика. Моделирование по схеме (инструкции): «Орнамент». 1(30) 1(30) 3. Сборка устойчивых конструкций: «Мост через реку». 1(30) 1(30) 4. Сборка устойчивых конструкций: «Подъемный кран». 1(30) 1(30) 28 5. Моделирование транспорта по образцу: «Грузовик». 1(30) 1(30) 6. Моделирование транспорта по образцу: «Танк». 1(30) 1(30) 7. Моделирование человека: «Девочка», «Мальчик». 1(30) 1(30) 8. Моделирование «Деда Мороза», «Снегурочки». 1(30) 1(30) 9. «Животные»: крокодил. 1(30) 1(30) 10. «Животные»: рыбы. 1(30) 1(30) 11. «Путешествие в страну сказок»: моделирование сюжета сказки «Репка». 1(30) 1(30) 12. «Путешествие в страну сказок»: моделирование сюжета сказки «Курочка Ряба». 1(30) 1(30) 13. «Нужные вещи» конструирование по образцу: 1(30) 29 1(30) «Ваза». 14. Конструирование по замыслу «Подарок маме». 1(30) 1(30) 15. Конструирование по замыслу «Космодром». 1(30) 1(30) 16. Конструирование по замыслу «Космическая машина будущего». 1(30) 1(30) 17. Конструирование по замыслу «Парад военной техники». 1(30) 1(30) 18. «Мой любимый детский сад» конструирование по замыслу. 1(30) 1(30) 2(60) 18(9,0ч.) ВСЕГО В МЕСЯЦ: 2(60) 2(60) 2(60) 2(60) 30 2(60) 2(60) 2(60) 2(60) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА ПО ПРОГРАММЕ Время Возраст детей 2. одно занятие в месяц в год 1. Старшая группа 25 мин. 50 мин. 7,5 ч. 2. Подготовительная группа 30 мин. 1 ч. 9,0 ч. 31 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (старшая группа) 32 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Сентябрь Тема/Репертуар № 1-ое Знакомство с конструктором. занятие Спонтанная игра с конструктором. Путешествие по LEGO-стране. Знакомство с основным цветом деталей (игры на развитие логического мышления). 2-ое Путешествие по LEGO-стране. занятие Знакомство с основными деталями (игры на развитие логического мышления). «Волшебные кирпичики». Игры на различение деталей: - «Чудесный мешочек», - «Найди деталь по контуру», - «Что изменилось». Задачи Мотивация на познавательную деятельность. Познакомить с основным цветом деталей конструктора: красный, желтый, синий, зеленый. Умение классифицировать детали по размеру, форме, цвету. Познакомить с основными деталями конструктора: кубик, кирпичик, балка, пластина. Умение классифицировать детали по размеру, форме, цвету. Учить узнавать знакомые детали конструктора на ощупь. Уметь определять детали по схематическому рисунку. Уметь выстраивать закономерную цепочку, с которой выстроены детали в образце. Октябрь Тема/Репертуар Задачи 1-ое Знакомство с формами деталей занятие LEGO. Знакомство со способами скрепления деталей. «Мой двор». Развитие навыков построения устойчивых конструкций. 33 Познакомить со способами скрепления деталей: «кладка углов», «кирпичная кладка». Познакомить с понятиями: прочность, надежность, устойчивость. 2-ое «Улица полна неожиданностей». занятие Создание сюжетных композиций. Действия по устной инструкции: дальше/ближе, выше/ниже, маленький/большой и т.п. Уметь моделировать и конструировать объемные объекты. Уметь моделировать несложные объекты по собственному замыслу. Ноябрь Тема/Репертуар Задачи 1-ое «Городской пейзаж». занятие Знакомство особенностями городских построек (многоэтажные дома). Знать детали конструктора. Уметь конструировать дома разных размеров и видов. 2-ое «Сельскохозяйственные занятие постройки». Знакомство с особенностями сельских построек (одноэтажные дома). Уметь строить одноэтажные дома по образцу. Декабрь Тема/Репертуар Задачи 1-ое «Транспорт». занятие Конструирование наземного транспорта - пассажирский, специальный. «Я еду, еду, еду!». Создание сюжетной композиции (автобус). 2-ое «Транспорт». занятие Конструирование воздушного транспорта (самолет). 34 Познакомить с понятием: «наземный транспорт», с видами наземного транспорта. Спонтанная постройка. Уметь строить автобус по образцу. Уметь обыграть постройку. Уметь строить самолет по образцу и собственному замыслу. «Аэропорт». Создание сюжетной композиции. Познакомить с назначением объекта. Уметь создавать масштабные постройки. Уметь обыграть постройку. Январь Тема/Репертуар Задачи 1-ое «Домашние животные». занятие Конструирование по образцу курицы, петуха, цыплят. 2-ое «Домашние животные». занятие Конструирование по образцу собачки и его домика (конуры). Научить осознанно выбирать детали по форме и цвету. Уметь конструировать объемных птиц разных размеров. Уметь конструировать объемных животных в соответствии с цветом и особенностями. Февраль Тема/Репертуар Задачи 1-ое «Дикие животные». занятие Конструирование медведицы с медвежонком. Моделировать объемные и сложные фигуры по образцу. 2-ое «Дикие животные». занятие Конструирование жирафа, слона. Моделировать объемные и сложные фигуры по образцу, соблюдать пропорции тела животного. Март Тема/Репертуар Задачи 1-ое «Мебель». занятие Конструирование мебели: стул, стол. 35 Закрепить знания об устойчивости и надежности конструкций. Уметь конструировать мебель по предложенному образцу. 2-ое «Мебель». занятие Конструирование дивана, кресла, шкафа. Уметь конструировать мебель по предложенной схеме. Апрель Тема/Репертуар Задачи 1-ое Мозаика «Цветы». занятие Конструирование на плоскости по образцу полевых цветов ромашка, василек, колокольчик. Знать название и отличительные признаки полевых цветов. Уметь конструировать по образцу. 2-ое Конструирование деревьев. занятие Конструирование объемных моделей: ель, дуб, береза и т.п. Знать названия деревьев, их отличительные признаки. Уметь моделировать и конструировать деревья по образцу. Май Тема/Репертуар Задачи 1-ое Любимые персонажи книг, занятие мультфильмов, сказок. Конструирование по замыслу. 2-ое Конструируем Робота. занятие Моделирование и конструирование робота по образцу. 36 Уметь моделировать по замыслу. Знать технологию скрепления деталей, обосновать свой выбор. Уметь конструировать сложные и объемные модели по образцу. Уметь обнаруживать и устранять ошибки в работе. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (подготовительная группа) 37 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Сентябрь Тема/Репертуар Задачи 1-ое Симметричность. Мозаика. занятие Моделирование по схеме (инструкции): «Бабочка». Познакомить с понятиями: «симметрия», «мозаика». Уметь моделировать по схеме. 2-ое Симметричность. Мозаика. занятие Моделирование по схеме (инструкции): «Орнамент». Уметь анализировать рисуноксхему. Обнаруживать и устранять ошибки. Уметь моделировать по схеме. Октябрь Тема/Репертуар Задачи 1-ое Сборка устойчивых конструкций занятие «Мост через речку». Конструирование моста по образцу. Познакомить с понятием «устойчивость». Уметь выполнять крепёж деталей для устойчивости конструкции. 2-ое Сборка устойчивых конструкций занятие «Подъемный кран». Конструирование по образцу подъемного крана. Уметь проводить испытание построенной модели на устойчивость. Уметь конструировать по образцу. Ноябрь Тема/Репертуар Задачи 1-ое «Грузовик». занятие Моделирование транспорта по образцу. 38 Познакомить с понятиями: «транспорт специального назначения», «грузовой транспорт», с их назначением. Уметь конструировать грузовой транспорт по образцу. 2-ое «Танк». занятие Моделирование транспорта по образцу. Уметь работать в паре. Уметь классифицировать транспорт по видам. Уметь моделировать и конструировать по образцу. Декабрь Тема/Репертуар Задачи 1-ое «Девочка», «Мальчик». занятие Моделирование людей по образцу. Уметь отличать по внешнему виду мальчика и девочку (прическа, одежда). Познакомить с вариантами скрепления деталей при конструировании людей. Уметь моделировать и конструировать людей по образцу. 2-ое «Деда Мороза», «Снегурочки». занятие Моделирование новогодних героев по образцу. Закрепить умения моделировать и конструировать в объеме женскую и мужскую фигуры. Осознанно подбирать детали по форме и цвету. Январь Тема/Репертуар Задачи 1-ое «Крокодил». занятие Конструирование животных по образцу. 39 Познакомить с вариантами скрепления деталей для создания подвижных элементов модели. Уметь конструировать крокодила по образцу. 2-ое «Рыбы». занятие Конструирование рыб по образцу. Умение анализировать образец, находить сходства и различия с собственной постройкой. Февраль Тема/Репертуар Задачи 1-ое «Путешествие в страну сказок». Уметь передавать форму занятие Моделирование сюжета сказки объекта средствами «Репка». конструктора. Осознанно подбирать детали по форме и цвету. Умение создавать сюжетные композиции. 2-ое «Путешествие в страну сказок». Знать занятие Моделирование сюжета сказки конструктивныесвойстваматери «Курочка Ряба». алаинавыкиправильногосоедине ниядеталей. Март Тема/Репертуар Задачи 1-ое «Нужные вещи»: ваза. занятие Конструирование по образцу. Уметь выбирать верную последовательность действий, приемы соединений деталей. Уметь конструировать вазу по образцу. 2-ое «Подарок маме». занятие Конструирование по замыслу Продолжить ознакомление со способами соединения деталей в единую конструкцию. 40 Апрель Тема/Репертуар Задачи 1-ое «Космодром». занятие Конструирование по замыслу. Уметь строить по замыслу более сложную постройку. 2-ое «Космическая машина занятие будущего». Конструирование по замыслу. Уметь выбирать верную последовательность действий и приемы соединения деталей. Май Тема/Репертуар Задачи 1-ое «Парад военной техники». занятие Конструирование по замыслу. Закрепить понятия: основа, опора, устойчивость, ровно/криво. Уметь сравнивать готовые конструкции. 2-ое «Мой любимый детский сад». занятие Конструирование по замыслу. Закрепление навыков скрепления деталей. Воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлечённо работая и видя конечный результат. 41