01.01.2017
Под фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) принято понимать нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка.
Дети с ФФНР зачисляются на логопункт на 1 год. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается целенаправленной логопедической работой по коррекции звукопроизношения и развитию фонематического восприятия. Система обучения и воспитания таких детей включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному овладению грамотой.
Состояние звукопроизношения этих детей характеризуется следующими особенностями:
1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Трудности различения близких звуков, принадлежащих разным фонетическим группам, приводят к их смешению при чтении и на письме. Количество неправильно произносимых или неправильно употребляемых в речи звуков может достигать большого числа — до 16-20. Чаще всего оказываются несформированными свистящие и шипящие ([с]-[с'], [з]-[з'], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]); звуки [т'] и [д']; звуки [л], [р], [р']; звонкие замещаются парными глухими; недостаточно противопоставлены пары мягких и твердых звуков].
2. Замены группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо [ш] и [с] — мягкий звук [ш], вместо [ч] и [т] — нечто вроде смягченного [ч].
Причинами таких замен является недостаточная сформированность фонематического слуха или его нарушения. Такие нарушения, где одна фонема заменяется другой, что ведет к искажению смысла слова, называют фонематическим.
3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и то же слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой — искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.
4. Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов.
Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетические нарушения, которые не влияют на смысл слова.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть - они говорят «катиль» или «катеть», вместо велосипед - «сипед».
Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия. Они испытывают трудности, когда им предлагают, внимательно слушая, поднимать руку в момент произнесения того или иного звука или слога. Такие же трудности возникают при повторении за логопедом слогов с парными звуками, при самостоятельном подборе слов, начинающихся на определенный звук, при выделении начального звука в слове, при подборе картинок на заданный звук. Несформированность фонематического восприятия выражается в:
-нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;
-неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
-затруднениях при анализе звукового состава речи.
Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи; нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (например, ошибки в падежных окончаниях, употреблении предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).
Раннее выявление детей с нарушенным фонетико-фонематическим восприятием и оказание им необходимой помощи – залог успешного дальнейшего овладения чтением и письмом. Коррекционное обучение предусматривает развитие круга знаний и представлений об окружающем, развитие словаря, звукового анализа и синтеза, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
К моменту поступления в школу дети, прошедшие специальный курс воспитания и обучения в такой группе, умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание чужой и собственной речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять его звуковые элементы. Дети учатся распределять внимание между разными звуковыми раздражителями, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове.
Что же касается детей с общим недоразвитием речи (ОНР), то нужно отметить, что это сложное речевое расстройство нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящихся к её звуковой и смысловой стороне (звукопроизношение, словарь, грамматический строй, связная речь) при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте.
Речевое недоразвитие у детей дошкольного возраста бывает разной степени: *полное отсутствие общеупотребительной речи (1 уровень ОНР);
*её частичная сформированность – незначительный словарный запас, аграмматичная фраза (2 уровень ОНР);
* речь с элементами недоразвития, которые выявляются во всей речевой (языковой) системе,- словаре, грамматическом строе, связной речи (3 уровень).
На логопункт зачисляются дети с 5-6 лет на 2 года коррекционного обучения.
Характерными особенностями речи для таких детей является – недифференцированное произношение звуков, замена звуков более простыми по артикуляции. Отмечается нестойкость замен (в разных словах звук произносится по-разному), сочетание нарушенного и правильного произношения. Структура многосложных слов часто упрощена, сокращена, имеются пропуски слогов. На фоне относительной развёрнутой речи выявляются неточность употребления слов и словосочетаний по смыслу нарушение лексической системности, затруднения в словообразовании и словоизменении.
В активном словаре преобладают имена существительные и глаголы. Дети испытывают затруднения при использовании абстрактной и обобщающей лексики в понимании и употреблении слов с переносным смыслом, не используют в речи синонимы, антонимы.
Развитие речи при ОНР в ряде случаев идёт на фоне нарушения деятельности центральной нервной системы. Коррекция их речи – длительный процесс, направленный на формирование речевых средств, достаточных для самостоятельного развития речи в процессе развития и обучения.
Работа с детьми с ФФНР включает в себя следующие разделы:
1.Произношение.
2.Развитие фонематического восприятия (различение на слух гласных, начиная с (у, а, и) и согласных звуков, начиная с (п, т, к) и дифференциация правильно произносимых звуков).
3.Лексико-грамматическая работа (усвоение двух- и трехсложных слов; усвоение грамматических форм слова: изменение числа существительных, согласование существительных единственного и множественного числа с глаголами, употребление личных окончаний глаголов единственного и множественного числа, употребление и изменение притяжательных местоимений, составление простых предложений по вопросам и по картинке).
4.Работа по развитию связной речи (объединение нескольких предложений в рассказы, заучивание текстов).
5.Подготовка к анализу звукового состава слова (выделение первого и последнего звуков, анализ и синтез слогов).
6.Осуществление звукового анализа и синтеза в словах.
Работа с детьми с ОНР III уровня включает в себя следующие разделы:
1. Звукопроизношение.
2. Развитие навыков фонематического анализа (выделение гласных и согласных звуков из слогов и слов, учить проводить фонематический анализ слов, закреплять представление о твердости и мягкости, звонкости и глухости звуков).
3. Развитие общих речевых навыков (развитие речевого дыхания, формирование правильной голосоподачи и плавности речи).
4. Лексика (работа по темам, расширение словаря).
5. Развитие грамматического словаря (образование существительных в единственном и множественном числе, обучению согласованию слов в предложение в роде, числе и падеже, употребление предлогов, образование относительных прилагательных).
6. Развитие связной речи (учить пересказывать, задавать вопросы, составлять предложения, рассказы).
7. Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений (употребление предлогов, согласование прилагательных с существительными, образование существительных в единственном и множественном числе, согласование числительных с существительными).
8. Обучение грамоте (знакомство с буквами, печатание и чтение слогов и слов).
9. Развитие мышления, памяти и внимания.
10. Физическое развитие (закреплять навык выполнения упражнения, формировать правильную осанку, развивать глазомер).
11. Музыкальное воспитание (различать звуки по высоте, брать правильное дыхание, развивать мелодический тембровый, звуковысотный слух).
Подводя итог, нужно сказать, что в отличие от детей, имеющих ФФНР, дети с ОНР III уровня – часто имеют нарушения ЦНС (центральной нервной системы), а также у них наблюдаются нарушения слоговой структуры слова и нарушения психических процессов (слабая память, мышление, неустойчивое внимание). Эти отличительные особенности, в речи таких детей, приводят к тому, что нужно более тщательно заниматься отбором материала и серьёзнее и вдумчивее выбирать методы и приёмы коррекционной работы, обязательно учитывая индивидуальные особенности детей. Эффективная логопедическая помощь детям с ОНР может быть осуществлена только при условии комплексного медико - психолого-педагогического воздействия.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.06.2019
Дата обновления: 06.06.2019
Дата публикации: 01.01.2017