ДОП Шахматы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы продиктована требованиями времени. В настоящее
время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий,
особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в
огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы.
Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют
шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального
развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях
ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы.
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное
средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с
дошкольного возраста.
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей
способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений,
умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей
деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие
предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и
изобретательности, фантазии, а также формируют волю.
Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в
достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать
логические

задачи

в

условиях

дефицита

времени,

тренируют

память,

учатся

самодисциплине.
Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к
шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий
способствует формированию способности действовать в уме.
Работа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
«Познание», где дети учатся ориентироваться на ограниченной территории,
располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное
расположение.
«Социализация», где дети закрепляют умения согласовывать свои действия с
действиями ведущего и других участников игры. Развивают сообразительность, умение
самостоятельно решать поставленную задачу.

«Коммуникация», где дети формируют умение вести диалог с воспитателем, со
сверстниками, воспитывают культуру речевого общения.
«Чтение

художественной

литературы»,

у

детей

развивается

интерес

к

художественной литературе, воспитывается чувство сострадания, сочувствия к героям
книги, развивается чувство юмора.
«Художественное творчество», у детей формируется умение свободного владения
карандашом при выполнении изображения, он упражняется в плавных поворотах руки
при рисовании округлых линий, закрашивании изображения.
Программа рассчитана на дошкольников 5-7 лет. В состав группы входит 10 детей.
Предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятия: не более 30 минут. Группа сформирована по желанию детей
и по рекомендации родителей и воспитателей.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 1 раз в
год: в мае.
Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно,
одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это
средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно
будет полезным и эффективным.
В наше время очень актуально обучение игре в шахматы с самого раннего возраста,
так как помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к
творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения,
возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям
преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
В основу педагогической разработки положен замысел развития креативного
мышления у детей, что является новизной в педагогическом процессе.
Цель: расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы», в
процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию
логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы.

Задачи:
Расширять кругозор детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, со
сверстниками;
Закреплять

умение

ориентироваться

на

плоскости,

развивать

логическое

мышление, память, наблюдательность, внимание.
Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах,
спокойствие.
Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая
деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых
ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна
дошкольникам. Максимальная учебная нагрузка воспитанников составляет 33 часа.
Материально-техническое обеспечение программы:
шахматные столы;
настольные шахматы разных видов;
демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
шахматные часы;
дидактические игры для обучения игре в шахматы;
наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные
диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты);
шахматы напольные;
автоматизированное рабочее место тренера;
электронные образовательные ресурсы (обучающие видеокурсы, презентации,
обучающие и игровые шахматные программы);
книжно-печатная шахматная продукция для детей (учебники, рабочие тетради и
д.п.);
комплект методической литературы.
Планируемые результаты освоения программы:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие
коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые
упражнения).
ПРОГРАММА
Программой предусматривается 33 шахматных занятия (одно занятие в неделю).
Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается
элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной
упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной
фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом
этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать
выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.
Программа разработана для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста,
каждое занятие обеспечивается применением доступных заданий по каждой теме.
Распределение программного материала
(занятия 1–33)
СЕНТЯБРЬ Занятие 1. ЗНАКОМСТВО С ШАХМАТАМИ
Знакомство с названиями шахматных фигур, просмотр обучающего видео
«Приключения в шахматной стране». Чтение и инсценировка дидактических сказок (на
выбор) «Шахматный теремок», «Шахматная репка», «Шахматный колобок».
Чтение и инсценировка дидактической сказки "Удивительные приключения
шахматной доски". Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование
белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля
квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки "Котята-хвастунишки".
Занятие 2. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Расположение доски между партнерами.
Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на
доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на
доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Дидактические
задания и игры "Горизонталь", "Вертикаль".
Занятие 3. ШАХМАТНАЯ ДОСКА. Диагональ. Отличие диагонали от
горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная
диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение

и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина "Приключения в Шахматной
стране" (М.: Педагогика, 1991. – с. 132–135) или дидактической сказки "Лена, Оля и Баба
Яга" (читается и инсценируется фрагмент сказки; с. 3–14). Дидактическое задание
"Диагональ".
ОКТЯБРЬ Занятие 4. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ. Белые и черные. Ладья, слон,
ферзь, конь, пешка, король. Просмотр диафильма "Приключения в Шахматной стране.
Первый шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек",
"Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?", "Большая и маленькая",
Занятие 5. НАЧАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ. Расстановка фигур перед шахматной
партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями,
диагоналями и начальным положением фигур. Просмотр диафильма "Книга шахматной
мудрости. Второй шаг в мир шахмат". Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и
нет", "Мяч".
Занятие 6. ЛАДЬЯ. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.
Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин",
"Кратчайший путь".
Занятие 7. ЛАДЬЯ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита
контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против ладьи, две ладьи против одной,
две ладьи против двух), "Ограничение подвижности".
НОЯБРЬ Занятие 8. СЛОН. Место слона в начальном положении. Ход слона,
взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Легкая
и тяжелая фигура.
Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин",
"Кратчайший путь".
Занятие 9. СЛОН. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита
контрольного поля", "Игра на уничтожение" (слон против слона, два слона против одного,
два слона против двух), "Ограничение подвижности".
Занятие 10. ЛАДЬЯ ПРОТИВ СЛОНА. Дидактические задания "Перехитри
часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие",
"Защита", "Выиграй фигуру". Термин "стоять под боем". Дидактические игры "Захват

контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ладья против
слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов,
сложные положения), "Ограничение подвижности".
Занятие 11. ФЕРЗЬ. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие.
Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых",
"Один в поле воин", "Кратчайший путь". Просмотр диафильма "Волшебные шахматные
фигуры. Третий шаг в мир шахмат".
ДЕКАБРЬ Занятие 12. ФЕРЗЬ. Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение
подвижности".
Занятие 13. ФЕРЗЬ ПРОТИВ ЛАДЬИ И СЛОНА. Дидактические задания
"Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной
удар", "Взятие", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля",
"Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ладьи, ферзь против
слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".
Занятие 14. КОНЬ. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь –
легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле
воин", "Кратчайший путь".
Занятие 15. КОНЬ. Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Игра на
уничтожение" (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два
коня против двух), "Ограничение подвижности".
ЯНВАРЬ

Занятие

16.

КОНЬ

ПРОТИВ

ФЕРЗЯ,

ЛАДЬИ,

СЛОНА.

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской
фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры
"Захват контрольного поля", "Игра на уничтожение" (конь против ферзя, конь против
ладьи, конь против слона, сложные положения), "Ограничение подвижности".
Занятие 17. ПЕШКА. Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая,
слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.
Превращение пешки. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".

Занятие 18. ПЕШКА. Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против
пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух,
многопешечные положения), "Ограничение подвижности".
ФЕВРАЛЬ Занятие 19. ПЕШКА ПРОТИВ ФЕРЗЯ, ЛАДЬИ, КОНЯ, СЛОНА.
Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной
удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение" (пешка против
ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные
положения), "Ограничение подвижности".
Занятие 20. КОРОЛЬ. Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие.
Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт",
"Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Дидактическая игра "Игра
на уничтожение" (король против короля). Чтение и инсценировка сказки "Лена, Оля и
Баба Яга".
Занятие 21. КОРОЛЬ ПРОТИВ ДРУГИХ ФИГУР. Дидактические задания
"Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной
удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного
поля", "Игра на уничтожение" (король против ферзя, король против ладьи, король против
слона, король против коня, король против пешки), "Ограничение подвижности".
Занятие 22. ШАХ. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".
МАРТ Занятие 23. ШАХ. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания
"Дай открытый шах", "Дай двойной шах". Дидактическая игра "Первый шах".
Занятие 24. MAT. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Дидактическое задание "Мат или не мат".
Занятие 25. MAT. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой (простые примеры). Дидактическое задание "Мат в один ход".
Занятие 26. MAT. Мат в один ход: сложные примеры с большим числом
шахматных фигур. Дидактическое задание "Дай мат в один ход".

АПРЕЛЬ Занятие 27. НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".
Занятие 28. РОКИРОВКА. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Дидактическое задание "Рокировка".
Занятие 29. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Игра всеми фигурами из начального
положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая
игра "Два хода"
Занятие 30. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Самые общие рекомендации о принципах
разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
МАЙ Занятие 31. ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ. Демонстрация коротких партий.
Игра всеми фигурами из начального положения.
3анятия 32, 33. Повторение программного материала, игра в шахматы с
компьютером, праздник «В Королевстве шахматных фигур»
К концу учебного года дети должны знать:
Шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ,
центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем,
взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
ориентироваться на шахматной доске;
играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
правильно помещать шахматную доску между партнерами;
правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
рокировать;
объявлять шах;
ставить мат;
решать элементарные задачи на мат в один ход.
Тематическое планирование
№
п/п

Название темы

1

Знакомство
шахматами

Основная деятельность

с

Знакомство с названиями шахматных фигур, просмотр
обучающего видео «Приключения в шахматной стране». Чтение
и инсценировка дидактических сказок (на выбор) «Шахматный
теремок», «Шахматная репка», «Шахматный колобок». Чтение
и

инсценировка

дидактической

сказки

"Удивительные

приключения шахматной доски". Знакомство с шахматной
доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных
полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля
квадратные. Чтение и инсценировка дидактической сказки
"Котята-хвастунишки".
2

Шахматная доска

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия.
Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на
доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали.
Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных
полей в горизонтали и вертикали. Дидактические задания и
игры - «Горизонталь». «Вертикаль».

3

Шахматная доска

Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали.
Количество полей в диагонали. Большая белая и большая
черная
диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма
центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка
дидактической сказки из книги И. Г Сухина «Приключения в
Шахматной стране» (М: Педагогика, 1991.— С. 132—135)
или дидактической сказки «Лена, Оля и Баба Яга» (читается и
инсценируется
фрагмент
сказки;
с.
314). Дидактическое задание «Диагональ».

4

Шахматные
фигуры

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Просмотр мультфильма «Приключения в Шахматной стране.
Первый шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры
«Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура».
«Угадай», «Что общего?», «Большая и маленькая».

5

Начальное
положение

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило:
«Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями,
вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.
Просмотр мультфильма «Книга шахматной мудрости. Второй
шаг в мир шахмат». Дидактические задания и игры «Мешочек»,
«Да и нет», «Мяч».

6

Ладья

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.
Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри
часовых». «Один в поле воин». «Кратчайший путь»

7

Ладья

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Зашита
контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против
ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух).
«Ограничение подвижности».

8

Слон

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие.
Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и
одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура
Дидактические задания «Лабиринт». «Перехитри часовых».
«Один в поле воин», «Кратчайший путь».

9

Слон

Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Защита
контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против
слона, два слона против одного, два слона против ДВУХ ).
«Ограничение подвижности».

10

Ладья
слона

против Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых».
«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».
«Зашита». «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем»
Дидактически игры «Захват контрольного поля»,
«Защита
контрольного поля». «Игра на уничтожение» (ладья против слона,
две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи
против двух слонов, сложные положения), «Ограничение
подвижности».

11

Ферзь

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь тяжелая фигура. Дидактические задания «Лабиринт»,
«Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший
путь». Просмотр мультфильма «Волшебные шахматные

фигуры. Третий шаг в мир шахмат».
12

Ферзь

Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Защита
контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против
ферзя), «Ограничение подвижности».

13

Ферзь
против Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых»,
«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие»,
ладьи и слона
«Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного
поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение»
(ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и
слона, сложные положения), «Ограничение подвижности»

14

Конь

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри
часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

15

Конь

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на
уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один
конь против двух, два коня против двух), «Ограничение
подвижности».

16

Конь
ферзя,
слона

против Дидактические задания: «Перехитри часовых», «Сними
ладьи, часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар»,
«Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры
«Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь
против ферзя, конь против ладьи, конь против слона,
сложные положения), «Ограничение подвижности».

17

Пешка

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая,
слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие.
Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания
«Лабиринт», «Один в поле воин».

18

Пешка

Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против
пешки, две пешки против одной, одна пешка против д в ух , д ве
п еш к и
п р от и в
д в ух ,
многопешечные положения),
«Ограничение подвижности».

19

Пешка
против Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака
ферзя,
ладьи, неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита».
коня, слона.
Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против
ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка
против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».

20

Король

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие.
Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические
задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле

воин», «Кратчайший путь». Дидактическая игра «Игра на
уничтожение» (король против короля). Чтение и инсценировка
сказки «Лена, Оля и Баба Яга».
21

Король
против Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых»,
«Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».
других фигур
Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита
контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против
ферзя, король против ладьи, король против слона, король
против коня, король против пешки), «Ограничение
подвижности».

22

Шах

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.
Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять
шахов», «Защита от шаха».

23

Шах

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай
открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра
«Первый шах».

24

Мат

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.
Дидактическое задание «Мат или не мат».

25

Мат

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой (простые примеры). Дидактическое задание «Мат в один
ход».

26

Мат

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом
шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

27

Ничья, пат.

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.
Дидактическое задание «Пат или не пат».

28

Рокировка

Длинная и короткая рокировка.
Дидактическое задание «Рокировка».

29

Шахматная партия Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений
о том, как лучше начинать шахматную партию).
Дидактическая игра «Два хода».

30

Шахматная партия Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания

Правила

рокировки.

дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.
31

Шахматная партия Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из
начального положения

32-33

Повторение
программного
материала

Проведение шахматного
шахматных фигур»

праздника

«В

королевстве

Литература:
Гришин В., «Малыши играют в шахматы» Г 85 Просвещение, 1991.- 158с.:
Гришин В. «Шахматная азбука» М. Издательство "Физкультура и спорт". 1972. 59, [1] с., с
цв. рис. в тексте. Тираж 200 000 экз. 29,1 х 21,9. В издат. илл. обл.
Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Издательство: Феникс (2004 г.)
320 стр.
Сухин И. Приключения в Шахматной стране. Издательства: АСТ, Астрель (2008 г.) 287
стр.
Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.
Сухин И. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота.
Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».