МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ «КРИЗИС 3-Х ЛЕТ»

15.04.2020

МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ «КРИЗИС 3-Х ЛЕТ» 

Сначала давайте определимся с понятием «Кризис». Очень часто у нас это слово вызывает какие-то негативные ассоциации, впечатления, причем это не только применимо к ребенку: кризис в стране, кризис в образовании, кризис у человека взрослого, и все это вызывает негатив и что-то неприятное. Но на самом деле кризис- это период перемен, это такой момент в развитии, когда старые ценности, старые способы взаимодействия уже становятся неактуальными, и приходит время перейти на новый этап, т.е ввести какие-то нормы, какие-то правила. Естественно кризис- это сложный период.  Конечно, что бы что-то пришло в нашу жизнь новое, все старое должно либо уйти, либо измениться. И это переломный момент. И поэтому он так тяжело переносится детьми и родителями, и окружением ребенка, потому что те способы взаимодействия, которые действовали в раннем возрасте и к которым все привыкли, уже бездейственны в младшем дошкольном возрасте. Ребенок меняется и очень часто родители не могут к этому приспособится, все хотят, чтобы он всегда оставался таким же милым, ласковым и послушным ребенком, но тут что-то происходит, ребенка как будто   подменили: он устраивает истерики, топает ногами противится и говорит нет, чтобы только сказать это нет.  Но все капризы, истерики они только на поверхности. Глубоко внутри это тяжелые психологические изменения для ребенка. Это что-то происходит непонятное для ребенка, ему страшно в этот момент. И задача взрослых рядом и поддержать ребенка.

ПРИЗНАКИ

1. Своеволие. К этому возрасту ребенок перестает называть себя в третьем лице.  («Сережа хочет кушать», то сейчас «Я хочу кушать»). В этом возрасте начинает формироваться система «Я». Ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность. Раньше он был вместе с мамой, в год он осознал, что мама отдельный человек и к трем ребенок понимает, что есть мир и есть он такой, какой он есть. Часто можно услышать «Я сам», ребенок все хочет сделать сам, он стремится к самостоятельности, причем делать то, что часто делают взрослые (забить гвоздь, мыть полы). Но навыков не хватает, и ребенок начинает расстраиваться.

2. Упрямство. Ребенок настаивает на своем, не потому он этого хочет и не потому что это ему нужно, а потому что он так сказал. Для него важен момент я так сказал, я так решил. И уже может быть не актуальна эта просьба, это желание, но он все равно будет стоять на своем и нам взрослым со стороны иногда кажется это неадекватно, не логично, но для ребенка сейчас очень важно настоять на своем.

3. Негативизм. Ребенок негативно реагирует на просьбы взрослого. Он говорит нет не потому что он этого не хочет, а потому то его об этом попросили. Если ребенок голоден и собирается покушать, но вот приходит мама и говорит пойдем к столу, пойдем кушать и тогда он говорит нет, хотя вы знаете, что ребенок голоден, но он говорит нет именно потому что вы его об этом попросили. Но негативизм нужно отличать от непослушания. Непослушание направлено против действия, а негативизм против конкретного взрослого. И часто можно заметить ситуацию: мама попросила, ребенок не пошел, а с папой согласился. И в основном негативизм проявляется против самого значимого человека, так как он больше времени находится с ребенком. Здесь очень важен стиль разговора.

4. Строптивость. Похоже на упрямство и негативизм, но направлено больше на безличное.  Ребенок выступает против тех ценностей, тех укладов жизни, которые раньше принимал. (существует распорядок дня: после улицы всегда мыли руки и вдруг ребенок говорит, что руки он мыть не будет, и как бы его не уговаривали, все бесполезно)

5. Обесценивание. Это тот момент, когда у ребенка теряется и проверяется ценность тех людей, вещей, которые для него раньше имели ценность. Ребенок может оскорбить, ударить, обидеть человека или порвать любимую игрушку. Ребенок проверяет границы дозволенного. И не пугайтесь этого, потому что это не агрессия, а это проверка границ. Ребенок своим поведение спрашивает: «Что мне можно?» 

6. Протест -бунт. Ребенок протестует, бунтует, находится на грани войны со всеми взрослыми, окружающими. Это проявляется в виде ссор, истерик, криков. И проявление этого признака зависит от реакции родителей и их поведения. Если в более раннем возрасте все было запрещено или у родителей такие принципы воспитания, что все нельзя, очень много запретов, то накапливается энергия действия, заложенная у ребенка, которая выливается в истерики, крики. Т.е. чем меньше запретов, чем больше возможностей и вариантов, тем менее будет проявляться этот признак.

7. Деспотизм. Желание ребенка проявить власть. Это желание стать на место взрослого и командовать, указывать, кому, что делать, начинает говорить: «Принеси мне то, сделай мне это». Очень часто мамам кажется, что в этом ничего нет и они удовлетворяют его просьбы. После они замечают, что ребенок начинает ими руководить.

 СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Проявление признаков кризиса зависит от поведения взрослых, их реакции.  Если взрослые понимают, что это сложный процесс в развитии ребенка и ему нужна поддержка и помощь, и стараются приспособится к новому малышу, то все протекает более мягко и спокойно. Здесь важно обратить внимание на то, как долго и как бурно протекает кризис.

-Поддерживайте стремление к самостоятельности, уступайте в мелочах: дайте возможность сделать что-то самому и терпеливо ждите, ведь ребенку нужен собственный опыт, ему нужно совершать ошибки, делать выводы, но в ситуации, которые этого позволяют, это не те ситуации, которые касаются жизни, безопасности самого ребенка, здесь должно быть четкое нет. Ведь ребенок испытывает ваш характер, он проверяет. И на такие ситуации должно быть четкое нет и сегодня, и завтра, и через три дня. (нельзя убегать на улице, нельзя трогать розетки…) Этой позиции должны придерживаться все члены семьи. Если ребенок что-то делает и у него не получается, то можно предложить «Давай вместе». Возьмите себе за правило: «Не делать полностью, а доделывать». Малыш начинает- вы завершаете, если у него не получилось. Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами (если мама излишне эмоциональна, привередлива- дочь будет такой же).

-Не ругайте ребенка во время истерики и не кричите в ответ. Когда ребенок злится, у него истерика, бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, пока малышу успокоится или постарайтесь переключить его внимание. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место. Не обращайте внимания на окружающих, не выполняйте прихоть ребенка, из-за них.

-Уважайте ребенка. Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно. Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

-Меняйте утверждения на возможность выбора. Не говорите утвердительно, где можно этого не делать. (Ты будешь есть кашу!!!Ты будешь есть кашу или суп?)

-Предлагайте варианты действий. Не надо рвать книгу, порви бумагу. Не надо рисовать на обоях, рисуй на большом листе. Что бы ребенок реализовал свое действие, но на чем-то другом. Хочу такой сайт

-Удовлетворяйте базовые потребности ребенка. Убедитесь, что ребенок выспался. Он должен быть сыт, физически здоров, чувствовать себя в безопасности.

-Убедитесь, что ребенку хватает вашего внимания. Признаками того, что ему не хватает внимания, будут попытки завоевать его тем или иным способом. Ребенок может ходить за вами по пятам, перебивать, капризничать, нарушать правила поведения, вести себя агрессивно, мстить. Нужно понимать, что иногда дети добиваются даже наказания ради внимания родителей. Это хоть какой-то интерес со стороны взрослых. Чтобы этого не происходило, разговаривайте с ребенком, задавайте вопросы, внимательно слушайте ответы.

-Помните, что плохой не ребенок, а его поведение. Если ребенок ведет себя неприемлемо, акцентируйте его внимание на плохом поступке, а не на нем самом.

-Будьте последовательны. Сформируйте четкие правила и придерживайтесь их. Если уже сказали, что не купите игрушку, то не поддавайтесь на уговоры.

-Сфокусируйте внимание на его интересах. Занятие интересным делом поможет снизить у ребенка негативные эмоции.

ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Игра «Игрушечный магазинчик» Завяжите ребенку глаза, разложите на полу 5 неизвестных игрушек, 

которые он должен угадать.

Игра «Покажи чувство руками» Предложите ребенку представить, что его руки стали живыми, и они могут 

радоваться, плакать, ругаться. Сначала взрослый показывает 

руками чувства, а ребенок повторяет, затем наоборот.

Игра «Школа непослушания» Предложите ребенку поиграть в школу непослушания, в которой 

ученики и учителя- животные.  Ребенок должен демонстрировать плохое поведение. 

 Игра «Непослушные подушки» Скажите ребенку, что в комнате появились непослушные подушки, которыми можно весело поиграть.

Ролевая игра Взрослый и ребенок изображают животных, которые сочетают разные качества. 

Например, трусливый орел, смелый жук.

Игра «Прогнать злодея» Скажите, что на стул забрался злодей, нужно прогнать его. Ребенок может кричать, топать, бить стул пластиковыми бутылками.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».